Еще одна любовная история показана в романе Пушкина. На долю Онегина выпадает счастье быть любимым таким нежным и чистым созданием «натурой глубокой, существом исключительным», как Татьяна. Но на искреннее признание Татьяны Онегин отвечает хладнокровными нравоучениями. Молодой повеса не сумел вовремя понять ценности искренних чувств страстно влюбленной девушки, и только после глубоких потрясений, произошедших в его охлажденной душе, он полюбил Татьяну, которая уже была замужней дамой. В чем же причина многочисленных неудач Онегина? Отчего не было у героя тяги к познаниям и учению, и занятию общественно-полезным делом. Онегин – типичный представитель поколения молодых дворян, же не удовлетворяющихся беззаботной жизнью.

К чему применить свои силы они не знали. Не повезло Онегину в дружбе и в любви. Боясь обвинений в трусости, Онегин стреляет в друга, жертву глупой шутки. Общество, призираемое Онегиным, все же невольно управляет его поступками. В то время дуэль воспринималась как средство защиты человеческого достоинства и чести. Безрезультатная дуэль считалась позором и бесчестием. Онегин выиграл дуэль, убив своего друга поэта, но остался ли он победителем? Увы, нет. Поединок со своей совестью убеждал его в обратном, но давление общества оказалось сильнее.



Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует о фатальной неизбежности героя стать убийцей поневоле. Что же мешало Онегину быть счастливым с Татьяной? Как можно было остаться равнодушным к пламенному сердцу влюбленной девушки? Онегин чувствовал, отдавал себе отчет в том, что он не готов к такому бремени, как брачные узы и семейные обстоятельства. Он для этого не созрел и созреет ли… Поэтому Онегин не спешил растаять перед признанием Татьяны и, наверное, был отчасти прав.

А когда он воспылал ответной страстью к Татьяне, было уже поздно… По сюжету романа это было последнее поражение Онегина. Таким образом, Онегины не смогли приспособиться к существующей жизни. Им наскучили светская жизнь, развлечения, стремления к чинам и богатству, но они и не сумели найти для себя определенного общественно-полезного дела, ибо воспитывались в духе дворянских нравов и не были приучены к трудолюбию и работе. Между такой пропастью стремлений и возможностей главного героя, увы, не нашлось компромиссного решения. В результате конфликта между личностью и обществом человек не находит применения своим способностям и дарованиям и оказывается выброшенным из общества и из жизни.




See also: