Традиционные, канонические представления об Иисусе Христе, как об идеале нравственного совершенства, несколько отличаются от образа, созданного М.Булгаковым. А.И.Немцев сказал об этом так: «Иешуа – это авторское воплощение… положительного человека, к которому направлены стремления героев романа». В романе Иешуа – обыкновенный человек: «Он не аскет, не пустынножитель, не отшельник, не окружен он аурой праведника или подвижника, истязающего себя постом и молитвами. Как все люди, страдает от боли и радуется освобождению от нее». Иешуа в глазах писателя – человек, философ, мудрец, целитель, но не Сын Божий. Это лишь образ морального, нравственного закона, вступающего в неравную схватку с юридическим правом. Поскольку это обобщенный образ, то портрет Га-Ноцри в романе отсутствует: упоминается возраст, описывается одежда, выражение лица, указываются синяки и ссадины — и только. Все-таки Иешуа Га-Ноцри не простой человек: Воланд-Сатана ставит его на одну с собою планку равенства. У Булгакова Иешуа является богочеловеком. Его наивная вера в добро, которую не могут отнять у него ни страх наказания, ни зрелище вопиющей несправедливости, ставит его выше других людей. Однако в жизни эта идея добра не защищена. Интересен эпизод, когда Иешуа спрашивают: «Что такое истина?» Поставив себя на место Пилата, Га-Ноцри понял, что мучило прокуратора: «Истина… в том, что у тебя болит голова». Ответ этот прост и в то же время несет в себе глубинный смысл всего романа – стремление замечать правду сквозь намеки, открыть глаза, прозреть. Образ Иешуа в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» сложен и многогранен. Но все его качества и черты сводятся в конечном счете к одному: вере в добро и стремлению к справедливости, истине.




See also: