С уверенностью можно сказать, что «Евгений Онегин» является первым реалистическим романом в русской литературе, ведь А. С. Пушкин в своем выдающемся произведении без прикрас изобразил жизнь светского общества своего времени. Несмотря на то, что и Онегин, и Ленский, и Татьяна, и Ольга – герои вымышленные , перед нами они предстают как реальные люди, чья жизнь была характерной и типичной для той эпохи. Именно эта типичность и позволяет нам воспринимать вымышленных персонажей как настоящих, существовавших когда-то людей. Кроме того, герои романа были введены автором в круг реальных людей. Например, среди друзей Онегина мы видим Каверина, Чаадаева и самого Пушкина, а Татьяна на одном из балов встречается с Вяземским. В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин выступает рядом с героями своего произведения не только как сторонний рассказчик, но и как его действующее лицо.

Мы видим автора как друга Евгения Онегина, с которым тому довелось познакомиться и подружиться в Петербурге. По сюжету романа Пушкин любит Татьяну и «свято бережет» ее письмо, написанное Онегину. Кроме этого письма, у него хранятся и стихи Ленского. Повествуя о своих знакомых и друзьях, А. С. Пушкин не становится безразличным наблюдателем и посторонним участником событий, происходящих в их жизни. Поэт принимает живейшее участие в судьбе персонажей своего романа, он их прекрасно понимает, всей душой откликается на их любовные переживания, иронизирует, иногда подшучивает над ними, а иногда позволяет себе осуждать их поступки. Например, Пушкин выражает свое недовольство по поводу того, что Онегин принимает вызов Ленского. «Он мог бы чувства обнаружить,  А не щетиниться, как зверь;  Он должен был обезоружить  Младое сердце…». В романе Евгений Онегин – друг Пушкина, однако это совсем не означает, что Пушкин и Онегин – это одно и тоже. Автору всего лишь «нравились его черты». Еще задолго до Пушкина различные писатели и поэты наделяли героев своих произведений своими собственными внешними и внутренними чертами, под их маской показывая собственные душевные переживания и отношение к тем или иным событиям. Примером тому может служить творчество Байрона, множество героев которого олицетворяли своего автора. А. С. Пушкин пошел несколько иным путем. Он писал, что «всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». Действительно, Пушкин и Онегин были совершенно разными людьми. И если Пушкин и в романе, и в реальности был доволен своей жизнью, то Онегин был в ней разочарован: «…рано чувства в нем остыли;  Ему наскучил света шум;  Красавицы не долго были Предмет его привычных дум;  Измены утомить успели;  Друзья и дружба надоели…». Кроме того, насколько Пушкин восхищается красотой родной земли, настолько же эта красота безразлична Онегину. Ведь даже когда Евгений Онегин приехал в деревню, его не тронула необычайная красота русской природы, хотя: «Деревня, где скучал Евгений,  Была прелестный уголок». В романе «Евгений Онегин» имеется множество лирических отступлений, впрочем, они не отвлекают читателя и не заставляют его забыть о сюжете. Эти отступления Пушкин использует для того, чтобы время от времени вводить себя в произведение в качестве главного действующего лица. В них автор вспоминает о своих лицейских годах, о безрадостной ссылке, о своей жизни в деревни. В этих отступлениях Пушкин делится с читателями романа мыслями и творческими планами, высказывает свое мнение по поводу различных бытовых и социальных явлений того времени, говорит о литературе и театре. Будучи большим любителем и знатоком театра, Пушкин дает короткие, но очень выразительные и емкие характеристики драматургам того времени, пьесы которых ставились на сцене и были любимы представителями светского общества. Отступая от сюжета романа, Пушкин позволяет себе знакомить читателя с собственными жизненными интересами, показывать свой патриотизм и свободолюбие. Однако образ поэта предстает перед читателем не только в этих лирических отступлениях. Его присутствие ощущается и в тоне повествования произведения, и в оценке окружающего героев мира. В эпоху Пушкина наиболее популярными в русской и зарубежной литературе были такие направления, как романтизм и сентиментализм, однако поэт не признавал эти течения, поскольку считал, что они воплощают одностороннее освещение действительности. Он всегда стремился к созданию осмысленных характерных образов и реалистическому отображению действительности. На мой взгляд, это Пушкину полностью удалось в бессмертном романе «Евгений Онегин». Сатирическое изображение светского общества, критичное отношение к крепостному строю, осуждение интеллигенции и дворянства за их отрыв от народной жизни – всем этим представлен в романе А. С. Пушкин – единомышленник и сторонник декабристов, представитель прогрессивного дворянства, который сумел возвыситься над эгоистическими стремлениями своего класса. Поэтому именно образ Пушкина, образ автора романа, с наибольшей силой и полнотой воплощает в себе те душевные переживания, которыми были поглощены наиболее передовые представители общества того времени.




See also: