Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» открыла новую страничку в русской драматургии. Александр Сергеевич Грибоедов писал некоторые из своих пьес в соавторстве, но, ни одна из них не осталась в памяти читательской аудитории. А вот пьеса «Горе от ума» стала очень популярна. Как писали современники, слухи о комедии проникли в общество, и Грибоедов «волею и неволею читал ее во многих домах». Когда же Грибоедов приехал в Петербург, там он уже был широко известен как автор комедии «Горе от ума». «Грому, шуму, восхищению, любопытному конца нет», — извещал он С.Н.Бегичева. Если посмотреть на фигуру Грибоедова как автора, то он известен только одной своей комедией. Драматург тщательно обрабатывал каждый свой стих. Поэтому, наверное, многие строки стали крылатыми словами и выражениями. Так почему же только это произведение стало настолько популярным, что и спустя время его не только читают, но и перечитывают не раз. Дело здесь не только в обращении к общечеловеческим принципам, что ставятся в центре сюжета, но и в новом подходе к драматическому тексту. Тщательная работа ведет драматурга к открытию новых форм воплощения жизни и действительности на сцене. Во времена написания комедии еще действовала иерархия жанров.

Вспомним, что комедия принадлежала к низшим жанрам. И соответственно она не могла затрагивать «серьезные» темы. Однако все же высокий трагедийный стиль лег в основу грибоедовской комедии. По мнению Ю.Н.Борисова, комедия через стихотворный строй речи прикасалась к стилю трагедии. Получается, что два новых компонента (трагедийный стиль и стихотворный строй), которые использует Грибоедов в своем произведении, словно повышают комедию в системе иерархии жанров эпохи классицизма. Ю.Н.Борисов отмечает и другие «изюминки» нового произведения. Различные направления можно обнаружить в комедии «Горе от ума». Сатира «звучит» в известном монологе Чацкого «А судьи кто?» Ведь нельзя же сказать, что здесь есть хоть доля иронии, злой и насмешливой. В то же время в произведении встречаются лирические элементы.



Их нельзя назвать лирическими отступлениями, так как лирика проявляется в самом повествовании, особенно ярко во «сне» Софии. Новизна комедии проявляется и в открытом финале. Это совершенно не говорит о том, что раньше в драматургии такого не было или не могло быть. Только грибоедов расставляет в понятии «открытый финал» другие акценты. На это обращает внимание Ю.Н.Борисов и говорит, что конфликт не зависит от воли положительного героя. Положительным героем является Чацкий.

Он пытается с помощью слов, действий хотя бы открыть людям глаза на тот мир, в котором они живут. Каких-либо активных действий он не предпринимает, наоборот, он бежит от проблем. И знаменитая фраза «Карету мне, карету» лишь подтверждает его беспомощность в данном случае. Но критик отмечает, что эта ситуация является ярким показателем того времени. Все нововведения драматурга делают его пьесу очень неоднозначной как по структуре, так и по содержанию. Возможно, что именно поэтому она становится новой ступенью в развитии комедийного искусства. Сценические мысли и слова драматурга определили границы развития жанра и направили пытливые писательские умы к покорению новых вершин драматургического искусства.




See also: