«Мертвые души» можно назвать произведением всей жизни выдающегося русского писателя Н. В Гоголя. Писатель трудился над этой поэмой на протяжении долгих лет, начав писать ее в 1835 году и закончив лишь в 1842. Изначально Гоголь хотел создать свое произведение по примеру «Божественной комедии» Данте. В первом томе писатель предполагал описать ад, во втором чистилище, а в третьем томе предполагалось изобразить рай для героев своей поэмы, и, как следствие, рай для России. Однако на протяжении работы над поэмой у Гоголя менялся замысел, сменилось и название поэмы, под которым она дошла до читателя. Однако в названии произведения уже изначально присутствовало словосочетание «мертвые души», и я думаю, что в эти слова Н. В. Гоголь вкладывал особый смысл. «Мертвые души» играют важную роль в понимании произведения. Но почему же все-таки «Мертвые души»? Первое, что приходит в голову – это то, что название поэмы связано с ее сюжетом.

Главный герой произведения Павел Иванович Чичиков – деловой человек и большой мошенник, ездит по всей стране и выкупает мертвые души крестьян. Свой интерес к мертвым душам он объясняет тем, что планирует вывезти купленных крестьян в Херсонскую губернию и организовать там большое поместье. Однако на самом деле в планах Чичикова – заложить души в опекунском совете и получить за них хорошие деньги, зажив после этого счастливо и беззаботно. Павел Иванович со всей своей энергией берется за воплощение в жизнь задуманной им аферы: «перекрестившись по русскому обычаю, приступил он к исполнению». В поисках необходимых крестьянских душ Чичиков объехал множество деревень, принадлежавших разным русским помещикам. Знакомясь по ходу сюжета с каждым из этих помещиков, мы постепенно приходим к пониманию того, что «мертвые души» – это совсем не крестьяне, настоящие «мертвые души» — это сами помещики. Чего, например, стоит очень воспитанный и любезный Манилов с его либеральными взглядами, который все свое время проводит только за пустыми мечтами и рассуждениями. В реальной жизни этот человек оказывается совершенно никчемным и беспомощным.



Он совсем не интересуется окружающей его действительностью, а дело ему заменяет слово. Манилов – абсолютно пустой помещик, который прозябает в бесплодных мечтах – мертвая душа при живом человеке, не способная на настоящие поступки. Точно так же мертва и пуста душа помещицы Коробочки, к которой Чичиков заехал совершенно случайно. Для нее любой, посетивший ее поместье человек, прежде всего, потенциальный покупатель, и все разговоры Коробочки сводятся только к купле-продаже и воспоминаниям и покойном муже. Внутренний мир этой помещицы давно застыл и остановился. Подтверждением тому – и устаревшие портреты на стенах, и шипящие часы, и даже мухи, заполонившие весь дом Коробочки, на которых та не обращает никакого внимания. Собакевич, Ноздрев, Плюшкин – все эти помещики давно перестали жить реальной жизнью, их души умерли и находятся на пути к полному опустению. Гоголь не зря сравнивает этих персонажей с животными: Коробочка изображается писателем в окружении множества птиц, а Собакевич у него похож на медведя средней величины. Плюшкин же вообще не поддается сравнению и предстает перед Чичиковым существом без возраста, пола и социального положения. Духовная жизнь персонажей поэмы «Мертвые души» заменяется чревоугодием.

Коробочка – это хлебосольная хозяйка, которая и сама не прочь поесть, поэтому Чичикова она угощает «грибками, пирожками, скородумками, шанишками, пряглами, блинами, лепешками…», а Ноздрев любит выпить, что полностью соответствует его разудалому характеру. Но самый большой чревоугодник в произведении – это, конечно же, Собакевич. Его крепкий, деревянный организм постоянно требует девятипудового осетра, бараньего бока с кашей, ватрушек размером с тарелку и других невероятных блюд. А вот Плюшкин уже настолько омертвел, что его перестала интересовать даже еда. Храня в своих подвалах огромные запасы продуктов, он питается только объедками, да и гостя в лице Чичикова угощает тем же. Наблюдая за путешествием Павла Ивановича Чичикова, мы встречаем все больше и больше «мертвых душ». Это и видные чиновники города N, и даже крестьяне, которые прислуживают своим господам. Служа бездушным помещикам, они и сами утрачивают все живое, присущее нормальному человеку, их душа под влиянием хозяев постепенно мертвеет. Это и слуга Чичикова – кучер Селифан, и черноногая девка Коробочки, и крестьяне дядя Митяй и дядя Миняй. Очень важно, что Гоголь главным в человеке считал именно душу, поскольку она является божественным началом каждого из нас. Душу можно продать, проиграть, да и просто потерять. Тогда человек становится еще при жизни мертвым, и подтверждением тому – большинство персонажей поэмы. Человек с мертвой душой не может принести пользы ни окружающим, ни своему отечеству. Более того, он может только губить, вредить и уничтожать, поскольку он не испытывает никаких чувств по отношению к другим. По-моему, назвав свое произведение «Мертвые души», Гоголь имел в виду не крестьян, которых скупал Чичиков, а живых людей, потерявших свою душу. При этом писателю удалось реалистично изобразить типичные образы русского крестьянства, противопоставив их помещикам и чиновникам. Гоголь не закрывает глаза на примитивность народа, но только в крестьянине видит человека с живой душой, человека трудолюбивого, талантливого и свободолюбивого.




See also: