На страницах комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» перед нами разворачивается картина всей русской жизни 10-20-х годов 19 века, и очень хорошо показана постоянная борьба старого и нового. Конфликт между миром старого и нового пришел на страницы пьесы прямо с улиц и салонов России того времени, где он как раз набирал полную силу, разделив все общество на два непримиримых лагеря: передовых, революционно настроенных людей и крепостников, составляющих оплот старины. Старое общество традиционно и консервативно. Его жизненные принципы просты и сводятся к тому, что «учиться надо, на старших глядя», пресекать все вольнодумные мысли, выслуживаться со всей покорностью перед лицами, облаченными высшей властью, а важное – быть богатым. Точнейшим идеалом консервативных нравов являются в монологах самого Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович. Образ Александра Андреевича Чацкого противоположен всему этому, он несет с собой что-то новое, свежее, он просто врывается в жизнь старого общества, чтобы попытаться изменить ее. Чацкому очень бы подошло название героя своего времени. Чацкий последовательно разоблачает крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм, в его высказываниях легко прослеживается целая политическая программа.

Он беспощаден к изъянам фамусовского общества и дает им четкую характеристику. Грибоедов вполне сознательно противопоставлял Чацкого обществу Фамусова. Идея, которые изрекает главный герой, были навеяны автору передовыми людьми того времени, когда Отечественная война 1812 года обострила самосознание всех слоев общества, что привело к возникновению и развитию тайных революционных кружков и различных политических обществ. Персонажи, подобные Чацкому нередко встречаются в литературе 20-х годов 19 века, они олицетворяют собой образ нового человека, по нравственным убеждениям, по всему складу ума и души, носителя декабристских взглядов, либерала по взаимоотношению с обществом. Мучения Чацкого тем более сильны, что он не может понять, кто же его соперник: Скалозуб или Молчалин. Эта неопределенность заставляет его стать еще более раздражительным, невыносимым и колким в общении с гостями Фамусова. Побежденный Чацкий уезжает. Но побежден ли он, или все же сумел одержать свою победу? Пожалуй, точнее всего на этот вопрос ответил Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.






See also: