Комедия «Горе от ума» является самым известным произведением А.С.Грибоедова. Идеи, заложенные в нее автором, зачастую вызывали противоречивое отношение читателей. В «Горе от ума» мы видим, как сталкиваются понятия «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий провозглашает воззрения «века нынешнего», поэтому вполне естественно, что в комедии мы находим пространные монологи героя. Из монологов мы узнаем отношение Чацкого к основным проблемам современного ему общества: к воспитанию, образованию, службе, чинам, иностранцам, крепостному праву. Разумеется, что большинство высказываний Чацкого выражает мнение самого автора пьесы, следовательно, Чацкий выступает в роли резонера. Свои монологи Чацкий произносит тогда, когда в сюжете пьесы намечается очередной поворот событий, дальнейшее развитие конфликта. Первый монолог героя – это своеобразное вступление, в котором только намечается противоречие между идеалами минувшего и нынешнего поколений. Чацкий метко характеризует нравы светской Москвы. Второй монолог – это завязка конфликта. В нем противопоставляются «век нынешний» и «век минувший».

Третий монолог Чацкий знаменует развитие конфликта. В нем наиболее подробного и многосторонне излагаются взгляды Чацкого. Четвертый монолог является значимым для развития любовной интриги. В нем отражается отношение Чацкого к любви. Монолог пятый связан с кульминацией и развязкой конфликта. Никто не слушает Чацкого, все танцуют или с увлечением играют в карты. И, наконец, шестой монолог знаменует окончательную развязку сюжета. В комедии «Горе от ума» мысли и чувства главного героя раскрываются не через поступки, а именно через монологи.



В них проявляется его характер: пылкость, увлеченность, некоторая комичность поведения. Монологи Чацкого порой становятся близки к публицистическому стилю. Чацкий использует в своей речи риторические вопросы, восклицания, формы повелительного наклонения, что характерно для публицистика. Его речь изобилует архаизмами, словами и выражениями, относящимися к высокому стилю. Высказываниям Чацкого присуща афористичность. В его речи проскальзывают и выражения, свойственные простому народу. Тон героя всегда показывает его душевное состояние. По мере развития сюжета пьесы речь Чацкого все больше и больше переполняется язвительной иронией и горьким сарказмом.




See also: