Создавая образ Мастера, Михаил Булгаков в какой-то степени рассказал эпизод из собственной жизни, вложив в своего героя некоторые собственные черты, собственные переживания. Мастер, как и его автор, жил, достаточно замкнуто, работал историком в музее, родился не в Москве. Как и Булгаков, Мастер чувствует одиночество в личной жизни и в своем литературном творчестве. Подобно своему герою, Булгаков в среде литераторов ощущал себя одиноким. Правда, в отличие от мастера, он поддерживал дружеские отношения с некоторыми деятелями литературы и искусства. Наблюдается даже внешнее сходство между героем и автором: «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно тридцати восьми». По мнению Б.С.Мягкова, эти строки «практически автопортрет создателя романа, а уж в возрасте абсолютная точность: когда начинали создаваться эти главы, в1929 году., Булгакову было именно 38 лет». Психологические черты и жизненные впечатления писателя присутствуют в образе Мастера не случайно. Отображая свою жизнь в событиях, произошедших с его героем, Булгаков ясно показывает читателю, в чем призвание художника. Мастер – обобщенный тип художника, с помощью которого писатель говорит о высшем назначении искусства. «Сам облик Мастера – человека с чистой душой, с чистыми помыслами, охваченного творческим горением, поклонника красоты и нуждающегося во взаимном понимании, родственной душе,- сам облик такого художника нам, безусловно, дорог». В «Мастере и Маргарите» с особой точностью прорисовывается ситуация в стране в 30-е годы 20 века. То чувство тревожного, а порою и панического страха, которое овладело мастером, в полной мере раскрывает обстановку тоталитарного режима, под диктатурой которого роман о самовластии Понтия Пилата, о несчастной судьбе человека, несущего правду людям, был, если не физическим, то моральным самоубийством. Не даром, отказав в печатании романа, редактор издательства задал угрожающий своим подтекстом вопрос: «Кто это… надоумил сочинить роман на такую странную тему!?» Оттого настолько трагична исповедь Мастера перед Иваном Бездомным, рассказанная в больнице. Булгакова тоже травили критики, что, естественно, не могло не отразиться на его настроении. Автобиографичным в романе являются и некоторые другие детали. Сгоревшая часть романа, сильная, настоящая любовь, пришедшая в тяжелый период для писателя. Подобно своему герою, Булгаков пережил большую любовь. Елена Сергеевна ушла от обеспеченного, благополучного мужа, став спутницей жизни писателя, как и Маргарита. Обе эти женщины согласились разделить трагическую судьбу авторов. В представлении автора Мастер – «вечный скиталец». Он чужд своему времени, выше обыденной действительности. Лишь в вечности, по ту сторону этого мира, Мастер находит приют и отдохновение – те необходимые условия для своего свободного творчества. Покой в обстановке позволяет вылиться на бумагу внутреннему творческому горению. О таком покое мечтал и сам Булгаков.




See also: