Сопоставление этих двух стихотворений может показаться странным, поскольку они обрели свою жизнь в разные годы 19 столетия. Имена Пушкина и Тютчева сопоставлялись неоднократно. Но любовная лирика поэтов редко подвергалась сравнительному анализу. Однако особенность этих произведений располагает к осмыслению и сравнению их. Оба эти стихотворения – «Мадонна» Пушкина и «Не знаю, коснется ль благодать…» Тютчева были созданы поэтами в переломные моменты их жизни: Пушкин написал свою «Мадонну» перед женитьбой на Н.Н.Гончаровой, а Тютчев – во время его «рокового романа» с Е.А.Денисьевой. В обоих стихотворениях выражено устремление авторов к чистоте бытия, святости. При этом оба поэта оказываются перед вопросом совместимости чистоты, святости и страсти. В 1851 году Тютчев написал стихотворение которое более двадцати лет оставалось никому не известным. Это стихотворение было написано впору начавшейся и уже ставшей известной всем любви Тютчева и Е.А.Денисьевой. Но стихотворение посвящено жене поэта – Эрнестине Федоровне Тютчевой. По времени создания к этому стихотворению близко «О, как убийственно мы любим…», посвященное Денисьевой. В последнем стихотворении говорится о «страстях роковых», «роковых встречах», ужасном приговоре судьбы – вещах, относящихся к земным чувствам. Стихотворение, посвященное Э.Ф.Тютчевой, говорит о совсем иных чувствах – о желании обрести «благодать души», пребывающей в «обмороке духовном». Нужно сказать, что в философской лирике Тютчева напрямую вопросы религиозного характера не рассматриваются, но внутренний мир поэзии все-таки передает некое осознание веры. Стихотворение «Не знаю, коснется ль благодать…» стало выражением предчувствия поэта близких перемен в жизни, когда наслаждение счастьем, полнотой выражения чувств окажутся близки «обмороку духовному». Душа непременно окажется перед серьезным вопросом – «удастся ли ей воскреснуть и восстать». А в 50-х годах в поэзии Тютчева возникают мотивы упоения страстью, пресловутый «обморок духовный». Уже в самом начале стихотворения, мы видим, что понятие благодати употреблено в религиозном плане. Но поэт сомневается, снизойдет ли эта благодать на него, поэтому употребляет выражение «коснется ль». Стихотворение Пушкина «Мадонна» было написано в июле 1830 года. В стихотворении зафиксировано не чувство беспокойства, поиска, но обретение некой остановки жизненного пути для того, чтобы оглянувшись, проанализировав прошлое, идти дальше уже с ясным сознанием своей цели. Лирические строки свидетельствуют о том, что поэт обрел идеал, в поисках которого прошли многие годы. Этот идеал – слияние святости и красоты земной. Мемуаристы отмечают, что внешний облик Натальи Николаевны Гончаровой у современников вызывал ассоциации с изображением Богоматери. Этот образ – совершенство, он «благоговеет богомольно пред святыней красоты», его душа трепещет «перед мощной властью красоты». Воедино слиты чувства религиозное и эстетическое. Оба стихотворения «Мадонна» и «Не знаю, коснется ль благодать…» объединены одной темой – темой поиска веры и чувства любви. И Пушкину, и Тютчеву было знакомо, с одной стороны, двойственное желание выйти к высшему бытию, и с другой – ощутить полноту земного чувства.




See also: