Ход событий, сюжетная ситуация в стихотворениях поэтов может складываться в зависимости от выбранных поэтом образов персонажей. В связи с этим мне хотелось бы проанализировать образы или «лики» героинь поэзии А.Ахматовой, отталкиваясь от утверждения Е.Долбина о том, что «в стихах Ахматовой… не было, однако, единой героини. Они разные и непохожие». Так, например, образ простонародной героини соответственно определяет сюжетную ситуацию, которую можно условно назвать фольклорной. Таким образом, возможно повествование, стилизованное в духе народного творчества. В стихотворении «Муж хлестал меня узорчатым…» Ахматовой изображен типичный любовный треугольник: «она – непокорная, удалая головушка», ее муж – сердитый, суровый и ее возлюбленный, о котором взбалмошная героиня говорит как о непостоянном, серьезном человеке. Основная цель повествования – передать душевное переживание, чувство тоски, ревности героини. Простонародность характеров героев определяет происхождение события.

Сюжетные действия героев стихотворения типичны для народного творчества: суровый муж – «хлестал ремнем», «она – ради любимого «долю хмурую приняла», возлюбленный же с ней «опять побыть не смог». Чувство проникнутости, «злая бабья доля» ахматовской героини выражены в строках-раздумьях, написанных языком, близким формам народных частушек. Характерна и подобранная лексика – «доля-мука», эпитеты вроде «доля хмурая»: Для тебя я долю хмурую, Долю-муку приняла. Или любишь белокурую, Или рыжая мила. Типична для фольклора и ситуация, обрисованная в начале стихотворения: Муж хлестал меня узористым, Вдвое сложенным ремнем… То есть характеры героев определяют введение фольклорных элементов в построение сюжета. Или другое стихотворение – «Рыбак», по стилю напоминающее фольклорную песню. Повествование о любовных переживаниях юной героини стихотворения предваряет детальное описание героя-рыбака. Герой стихотворения – человек из простонародья. Он — предмет воздыхания многих женщин: И рыбачки только ахнут, Закрасневшись пред тобой… Именно образ рыбака создает условия будущего действия. Ахматова изображает влюбленную в рыбака девочку, в чьем сердце, видимо, впервые пробудились любовные чувства, оттого она ощущает себя потерянной: Даже девочка, что ходит В город продавать камсу, Как потерянная бродит Вечерами на мысу… Далее автор исчерпывающе объясняет состояние героини, виновником чьих переживаний является рыбак. Таким образом, благодаря предварительному введению в сюжетное повествование образа героя из простонародья появляется возможность выразить основную цель – рассказ о страданиях первой любви.




See also: