«Евгений Онегин» — реалистический роман, А.С.Пушкин изобразил в нем реальные события, разные типы русского дворянства: петербургского, московского и поместного. Пушкин дает нам навязчивую, но достаточно полную, яркую характеристику петербургской знати, московских дворян, деревенских помещиков. В этом обществе превыше всего честь и общественное мнение, которое создает особенный тип поведения. Главный герой – вымышленный персонаж, портрет своего поколения, изображается молодым повесой, соответствующим критериям света. День Евгении Онегина начинается после полудня, после обеда – развлечения. Театр, который ему уже надоел, балы, а потом опять сон. Онегин живет, не придавая смысла тому, что делает. Но вечно это продолжаться не может. Онегин не хочет жить так, кА живут окружающие – заурядные, посредственные люди.

Онегин критически относится ко всему миру, к обществу, но у него развито и чувство прекрасного, он глубоко чувствует природу. Среди знакомых Онегина – Каверин, сам Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» воссоздает образ жизни преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему автора, уклад столичного и провинциального дворянства. Пушкин обращается в романе к проблемам индивидуализма героя. Молодой помещик Онегин показан Пушкиным как человек с противоречивым характером. Противоречия в характере Онегина делают его образ жизненным, реальным.



Автор не скрывает недостатки своего героя и не пытается их оправдать. В первой главе автор иронизирует над его «ученостью», глубиной его экономических познаний, прямо говорит о том, как Онегин цинично приготовлялся «ради денег, на вздохи, скуку и обман». И в то же время автор говорит, что ему нравились суждения Онегина, что он довольно начитан и образован. Евгений учился и воспитывался дома. Он читал Руссо, экономиста Смита, историю «от Ромула до наших дней», Байрона. Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке, раскрывает его внутренний мир. Пушкин замечает в нем душевный недуг, «русскую хандру», подобную «английскому сплину». Это состояние преобладает в характере героя. Душа Евгения больна, в ней нет радости, гармонии, благодати. Аполлон Григорьев считает, что хандра Онегина связана с врожденным природным критицизмом, присущим русскому здравому смыслу, что хандра происходит от его даровитости, а не от озлобленности как у Чайльд-Гарольда. Хандра Онегина не позерская, это добровольный тяжелый крест.

Евгений несет его повсюду: в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. Везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. На протяжении романа образ Онегина кардинально меняется. Влюбленность в Татьяну излечивает Онегина от критицизма ума. В конце повествования Евгений узнал жизнь настоящую, научился подчиняться обстоятельствам, а не игнорировать их. Глубокие и искренние переживания сделали его духовно богаче.




See also: