Серебряный век в русской литературе – это период творчества основных представителей модернизма, период появления множества талантливых авторов. Условно началом серебряного века считают 1892 год, фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией. Поэты-модернисты отрицали социальные ценности и старались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека. Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному и призвали вернуться от многозначности образов к материальному миру, предмету, естеству. Но и их поэзии были присущи склонность к эстетизму, у поэтизации чувств. Это хорошо просматривается на примере творчества винного представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов начала 20 века Николая Гумилева, чьи стихи не могут не поражать нас красотой слова, возвышенностью созданных образов. Сам Гумилев считал свою поэзию «музой дальних странствий» и был верен своей музе до конца своих дней. Многие стихи сборника «Жемчуга» (1910) популярны, но, конечно, прежде всего, знаменитая баллада «Капитаны». Свежий ветер настоящего искусства наполняет паруса «Капитанов», безусловно, связанных с романтической традицией Киплинга и Стивенсона.

До конца дней Гумилев сохранил верность теме странствий, и она при всем своем многообразии тематики и философской глубине творчества позднего Гумилева придает совершенно особый романтический отсвет его произведениям. Знаменитая баллада «Капитаны» из сборника стихов «Жемчуга», принесшего Гумилеву широкую известность – это гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям. В этом произведении поэт замечательным образом воспевает романтику дальних странствий, отваги, риска, смелости. Гумилева влечет неординарное, экзотическое: будь то корабль Летучего Голландца, огни святого Эльма, темнокожие мулатки. Берега Красного моря, владыки Судана – всего и не перечислить. Каждое его стихотворение этого цикла, будто ларец из колониальной лавки, вплотную наполненной небывалыми диковинками. Гумилев формирует новую стихотворную технику.



Он требует от читателя умственной работы, сотворчества, сильного, равного по мощности эстетического порыва. Результат превосходит ожидаемое. Удивительно, но в стихотворениях «Огненного столпа» Гумилев протянул руку отвергаемому и теоретически обличаемому символизму. Поэт уходит в стихию символа и мистики, в его стихах трудно отличить, что вымысел, а что сама реальность, поэтический образ становится глубоким, неоднозначным. Это можно назвать романтизмом, лирико-философское содержание которого существенно отличается от романтизма прославленных «Капитанов». Выдающийся поэт Николай Гумилев оставил после себя интересное наследие оказал значительное влияние на развитие российской поэзии.




See also: