После 1812 года в дворянской прослойке общества настало время напряженной борьбы. Все люди заняли две противоположные позиции. Первая часть общества – передовая, прогрессивная, представители так называемого «века нынешнего». Второй лагерь – представители эпохи «века минувшего». Это противоборство нашло отражение в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», в которой описывается жизнь московского дворянства 19 века. Автор рисует столкновение барской Москвы, в частности Молчалина, с Чацким, представителем прогрессивного дворянства. Главным персонажем является Чацкий – человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. Образ этого героя наиболее полно раскрывается в ссорах с Фамусовым, а также в его критических суждениях. Чацкий, безусловно, — человек, не утративший способность трезво и независимо мыслить. В образе главного героя отражены главные черты декабриста эпохи 1816-1818 годов, который четко видит пороки и противоречия своего общества и страстно желает бороться с ними.

В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности и к свержению монархии, а, прежде всего, желал исполнить свой долг перед Отечеством, честно служить Родине. Ненавистным является для Чацкого рабство во всех его проявлениях, бесценным – свобода. По мнению героя, все окружающее нуждается в тотальной переделке. Но пока Чацкий путешествует в первые послевоенные годы, общество того времени готовилось к отражению всего нового, всех неизбежно грядущих перемен. Вначале произведения Чацкий еще искренне верит, что Фамусова и его гостей можно «заразить» своими новаторскими идеями.



Потом, поняв, что все усилия тщетны, герой покидает дом Фамусова. На примере личного противостояния Чацкого показано столкновение нравственных идеалов «века нынешнего» и «века минувшего».




See also: