Ф. М. Достоевскому по праву принадлежит честь открытия в литературе многомерности и неисчерпаемости русской души. В своих произведениях выдающемуся русскому писателю удалось показать сочетание высокого и низкого, великого и ничтожного, благородного и подлого, Бога и Дьявола в одном человеке. Душа человека – это великая тайна, особенно душа русского человека. Как говорит один из персонажей великого романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Свидригайлов: «Русские люди вообще широкие люди… широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фанатическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особой гениальности». Именно в этих словах Аркадия Ивановича находится ключ к разумению характера главного героя произведения Родиона Раскольникова. Уже сама фамилия персонажа говорит о двойственности и внутренней неоднозначности образа. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать характеристику, которую Раскольникову дает Разумихин: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время… мнителен и ипохондрик… Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположных характера, поочередно сменяются… ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то». Родион Романович Раскольников – удивительный герой, который поразил меня до глубины души. Честно говоря, подобного персонажа до этого я не встречал ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Непостижима судьба Родиона, непостижима ситуация, в которой он оказался, и так же непостижимы его поступки. Из общей массы петербуржских обывателей Раскольникова выделяет противоречивость его характера и особые взгляды на жизнь. Честно говоря, после знакомства с этим персонажем, с его поступками и размышлениями, возникают странные мысли, которые до этого не могли прийти в голову. Читая роман, я ставил себя на место Раскольникова и размышлял, чтобы лично я делал после убийства старухи-процентщицы и как бы я распорядился похищенными у нее ценностями. Эти и многие другие мысли не только одолевали меня, но порой даже пугали. Ни одна ранее прочитанная книга не заставляла меня ощущать ничего подобного. Однако то, что я мог себя представить на месте Раскольникова, вовсе не означает, что я мог бы совершить подобное преступление. Просто-напросто герой оставил в моем сознании непередаваемые впечатления. Логичным результатом бунта необыкновенной личности, отчуждения Раскольникова и его разъединения с людьми стало страшное преступление Родиона Романовича – убийство процентщицы и ее сестры. А кошмарное грандиозное видение, которое приходит к герою в эпилоге романа, — разделенный на части и от того гибнущий мир, бессмысленное скопище отчужденных человеческих лиц – это символ того, к чему может прийти общество, вдохновляемое идеями Раскольникова. Но герой не выдерживает своего отчуждения и одиночества. Со своими переживаниями он идет к Соне Мармеладовой. Он уже сделал несчастными свою мать и сестру. Он боится сделать несчастной и Соню. Но он любит ее и не может поступиться своей любовью. Родион любит Соню и в то же время осознает, что он, как человек, совершивший преступление, не достоин ее и не когда ее не получит. На мой взгляд, убийство старухи в романе – это, конечно же, преступление. А вот наказанием для героя стала Соня Мармеладова, а, точнее, его любовь к этой девушке и понимание безвыходности положения. На протяжении всего произведения душа Раскольникова представляет собой своеобразную арену борьбы добра и зла. Бог и Дьявол в этой душе до последних строк романа находились в противостоянии, причем нам так и не удалось узнать, кто же в конце концов одержал верх. Ничего удивительного в этом нет, ведь главный герой романа – человек незаурядный, и его характер состоит из противоречий. Даже, несмотря на то, что Раскольников ставит себя выше других, старается убежать от своих проблем, гордо и высокомерно смотрит на них свысока, его никак нельзя назвать отрицательным персонажем. Скорее, он загадочный и необъяснимый. Подводя итоги, следует сказать, что внутренний трагизм главного героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» заключается в его отъединении от общества и создании кровавой теории собственного понимания совести. А непрестанная внутренняя борьба героя является подтверждение того, что в нем одновременно существует эгоистическая уверенность в своей правоте и вечная мечта избавить от страданий окружающих его людей. В финале произведения Раскольникову удается воскреснуть, но воскрешение это происходит не из-за отречения от идеи, а благодаря пережитым страданиям, благодаря обретению веры и любви. В завершение автор оставляет героев своего произведения на пороге новой жизни и перед Раскольниковым открываются неограниченные перспективы духовного развития, развития в лучшую сторону. В этом финале хорошо видна вера писателя-гуманиста в человека, будь то чистая во всех отношениях личность или убийца и грешник, вера в то, что главного своего слова человечество еще не сказало и что все еще впереди!




See also: