Когда речь заходит о советской литературе начала прошлого века, нельзя не обратить внимания на антиутопию Евгения Замятина «Мы». Это произведение заставляет задуматься о том, как видел писатель советскую действительность, которая в 20-х годах еще только начинала формироваться. В произведении Замятина изображен чудовищный и абсурдный мир, где у каждого человека есть не имя, а номер, где люди живут в домах из стекла: ведь они ничего не должны скрывать друг от друга. Каждому положены крупицы счастья, все это регламентировано законом и получается согласно распоряжениям. Люди живут в стерильном обществе, где нет ни человеческих чувств, ни мыслей, ни желаний. В обществе, которое изображено в произведении, нет Личности, нет интересов одного человека, есть только интересны и желания большинства. Люди не знают слова «я», главенствует только слово «мы». Нам, живущим в 21 веке, имеющим возможность проанализировать историю советского государства, кажется удивительным, что Замятину удалось разгадать сущность советского строя. Разумеется, писатель использует в своем произведении гротеск.

Но преувеличение вовсе не делает произведение чрезмерно фантастическим, мы легко узнаем в нем все, что главенствовало в советском государстве. Роман показывает «идеальное» общество. Здесь все запрограммировано, нет никаких неожиданностей. Люди понятия не имеют об индивидуальности, все ходят строем и живут согласно заведенным порядкам. Разве не к этому стремились те, кто создавал советское государство?! Трудно представить себе, что роман Замятина был написан в то время, когда многие находились в эйфории от революции, от советской действительности. Насколько же прозорлив и мудр был писатель, который понял сущность советского строя, дававшего так много обещаний измученным революцией и войной людям.



Роман «Мы» предупреждает о том, что невозможно сделать людей счастливыми насильно, что чудовищны те преступления, которые направлены против личности. Образ тоталитарного государства, который показан в произведении Замятина, выглядит таким правдоподобным даже в мельчайших деталях, что невозможно не удивиться. Читая роман, поневоле задумываешься о том, как легко обмануть людей, если они сбились в послушное и безвольно стадо. Толпа всегда идет на поводу у тех, кто решит вести ее за собой. Но такое общество не имеет будущего, существование его непрочно и эфемерно. Ведь рано или поздно в людях проснется самосознание, личные интересы восторжествуют над интересами общественными. И идеальному государству придет конец.




See also: