алыеСказочное и реальное в повести А.Грина «Алые паруса» тесно переплетены друг с другом. Реальность – жестокая, грубая и убогая, или, наоборот, полная роскоши и блеска; но за ее спиной неуловимо встают небывалые образы, видимые не каждому, но лишь тем, чье сердце готово к чуду. Яркой иллюстрацией того, как реальность преображается в сказку, могут послужить истории, которые Лонгрен рассказывал своей маленькой дочке Ассоль. Таинственный свет предсказаний, которые были ничем иным, как невинной, добродушной шуткой, так и остался с Ассоль, даже когда она стала взрослой. А ведь окружающая ее действительность была чужда подобному ощущению. В самой Ассоль причудливо сплетается житейское и волшебное, реальный земной человек и героиня таинственных грез и сказок.

Часто она приходила на морской берег, где «совершенно серьезно высматривала корабль с Алыми Парусами». Эти минуты были для нее счастьем; нам трудно так уйти в сказку, ей было бы менее трудно выйти из ее власти и обаяния. Обособленная жизнь, которую ведут Лонгрен и его дочь, замкнутый и нелюдимый характер ее отца, предсказание о сказочном корабле, принявшее в сознании жителей Каперны «очертание грубой сплетни», — все это породило расхожее мнение, утверждавшее, что странная девушка на самом деле просто сумасшедшая. Людям свойственно насмехаться над тем, чего они не могут понять… Подобно Ассоль, чуждой устремлениям своих земляков, Артур Грэй, наследник знатного рода, совершенно не склонен уподобиться своим предкам, чьи портреты висят в галерее его родового замка.



В нем рано проявился тип рыцаря причудливых впечатлений, взявшего из бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную – роль провидения… Профессия капитана, которого часто называли на корабле «Первый после Бога», как нельзя лучше отвечала стремлениям Грэя. Нечто волшебное видится мальчику в подобной деятельности, требующей обширных познаний и волевого характера. Воображение юноши влечет кажущееся почти сказочным могущество. Главная идея повести «Алые паруса» в том, что человек сам может творить то, что принято называть чудом или сказкой.

В этом, быть может, и состоит истинное призвание человека. Так он становится счастливым. Еще древние знали, что мысль не материальна. Мечта о сказке, какой бы несбыточной она ни казалась, может осуществиться, если в душе горит огонь неугасаемого стремления.




See also: