1. «Тварь или право имею».

2. Большой драдедамовый зеленый платок.



3. Душа, не обретшая успокоения.

История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.

М. Ю. Лермонтов Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — очень сложное философское произведение. В нем автор рассуждает не только о важных проблемах бытия, но и о значимости каждой жизни в этом мире. Поэтому главным героем романа становится Родион Раскольников, студент на практике проверяющий правдоподобность своей теории: «Тварь ли я дрожащая или право имею...». Именно желание это проверить на практике приводит его к преступлению и в дальнейшем к наказанию. Но если к преступлению его подталкивают собственные соинения, то к наказанию люди, для которых такая теория просто неприемлема.

Нельзя сказать, что роман Ф. М. Достоевского строго разделен на две части, в одной из которых представлено преступление, а во второй — наказание. Раскольникову постоянно сопутствует наказание. Оно преследует его с самого начала, только имеет немного другой способ. Родион сам себя наказывает тем, что пытается разобраться в этой жизни. Он решает, что выход из создавшегося положения — убийство процентщицы Алены Ивановны. Ведь она все равно приносит всем только несчастья. Но Раскольников совершенно не учитывает тот факт, что, поднимая руку на человека, он в первую очередь убивает не ее, а свою душу. Она у героя словно раскалывается на две половинки. Одна старается убедить Раскольникова в том, что он поступил верно. Но другая, основанная на моральных принципах, заставляет его задумываться, что вместе с тем человеком он теряет и часть своей души. И самое печальное во всем этом

— назад вернуть ничего нельзя. Нельзя воскресить человека, нельзя заставить себя не думать о том, что было совершено. У Раскольникова не получилось победно шествовать по миру, подобно Наполеону, втаптывая множество людей в грязь, только для того, чтобы овладеть всей Европой и стать ее полновластным властелином. Петербургский студент вслед за французским императором не смог себя, а главное окружающих, убедить в том, что цель оправдывает средства. Такое правило не может быть законом жизни. Все люди наделены душой, но никто не вправе их лишать жизни только потому, что кто-то начал разделять людей на две категории. И самой яркой фигурой в истории, которая считала, что имеет такое право, являлся Наполеон. «Наполеон его ужасно увлек, то есть, собственно, увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь. Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, — то есть был в том некоторое время уверен», — рассказывал Свидиригайлов о Родионе его сестре. Она же не хотела верить в то, что брат смог поднять руку на другого человека. Но Свидиригайлов не считает, что это большое преступление, ведь Раскольников сделал очень много хороших дел, которые ему непременно зачтутся.

В этом диалоге важен еще один момент. Дуня не совершает никакого преступления, она пытается в какой-то степени помочь брату. Но Родион, сам того не желая, тоже наказывает ее. Так Авдотье приходится хранить в своем сердце преступление другого человека. Заметим, что те, кто соприкасается с Раскольниковым, тоже непременно получают наказание.

Но только один человек — Соня — смог помочь ему, возможно, потому, что также грешен как он.

Но сама девушка совершает не менее страшное преступление — это преступление против себя самой. «Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла... и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила... взяла только... большой драдедамовый зеленый платок... накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...». Она убивает в себе душу ради того, чтобы прокормить свою семью. Она никому не способна причинить вреда, поэтому именно ей писатель доверяет самое дорогое на свете

— жизнь. Ей удается не только вырвать Раскольникова из лап страшной теории, но и воскресить его душу для новой и окружения. «Да и что такое эти все, все муки прошлого! Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом... Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Но такой шанс автор предоставляет только Раскольникову. В конце произведения мы узнаем о том, что «преступник Раскольников, в бытность свою в университете, из последних средств помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода». Это говорит о том, что в его душе нет черствости и корысти. Ведь он так и не смог воспользоваться деньгами, что украл у процентщицы. Он просто хотел проверить свою теорию на деле. Поэтому Соня приходит на помощь именно к нему и помогает открыть душу для нового мира.

Но такая возможность предоставляется не всем героям. Например, по вине Свидригайлова погиб ни один человек в прямом и переносном смысле. Он тоже губит души людей, но исходя не из теории, а основываясь на своих жизненных убеждениях. В конце произведения он получает шанс понести наказание, чтобы избавиться от столь тяжкого бре-4 мени. Но Свидригайлов так и не принимает его до конца. Он дарит своей невесте деньги: «...прямо сообщил ей, что на время должен по одному весьма важному обстоятельству уехать из Петербурга, а потому и принес ей пятнадцать тысяч рублей серебром, в разных билетах, прося принять их от него в виде подарка, так как он и давно собирался подарить ей эту безделку перед свадьбой». Но деньги это не то, что может спасти душу. Для этого нужен духовно богатый человек, такой как Сонечка. Но со Свидригайловым не было рядом подобного существа, способного привнести в его душу искру божественного огня. Поэтому в таком мраке душа его гибнет. Его наказание очень жестоко: он стреляется. Самоубийство же считается самым страшным грехом. Поэтому его душе никогда не будет успокоения.

Не менее тяжкий грех совершила в произведении и сама Сонечка. Она, несмотря на то что старалась помочь своим близким, а не действовала по велению какой-то теории, все равно губит свою душу. Но она единственная, кто сам в себе находит силы для спасения. Значит, она не разрушила свой богатый душевный мир, она просто спряталась в свой платок и доверяла только ему все свои горести. При этом Сонечка понесла самое суровое наказание, так как пошла против собственной природы. У нее умирает отец, потом теряет рассудок и в скором времени погибает Екатерина Ивановна. Она остается одна с детьми. Писатель и ей после долгого и мучительного наказания дает шанс на спасение. И получает она его тогда, когда помогает другой заблудшей душе — Родиону Раскольникову. Они оба стараются поддержать друг друга. «Разве ты не то же сделала? Говорит Соне Раскольников. — Ты тоже переступила... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной... Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!» Так именно эти две души проходят через огонь наказания, очищаются и обретают спасение.

Роман Ф. М. Достоевского, наверное, можно было бы назвать и «Спасение душ», но оно говорило бы только о двух личностях Соне и Родионе. Однако круг преступления и наказание, проходят многие герои. У каждого из них своя трагедия, каждый стремится жить по своим, можно сказать, волчьим законам. Может, для кого-то подобные преступления являются на первый взгляд и незначительными. Например, тщеславие Лужина. Но и он получает заслуженное наказание.

Писатель дал своему бессмертному произведению очень правильно название, которое не только обозначает главную проблему, но и заставляет задуматься над тем, есть ли в нашей жизни преступления, какое за ними последует наказание, и что можно сделать, чтобы освободить душу от этого страшного гнета. Ф. М. Достоевский показывает нам один из вариантов решения проблемы: ни через силу, а через веру. А нам остается только выбирать по какому пути идти дальше, сворачивая или нет в темные закоулки страшного мира, губящего не только жизнь, но и душу.




See also: