1. Трудное счастье.

2. Любовь и самопожертвование — ступеньки к счастью.



3. Счастливый финал.

Во все времена творческие люди пытались раскрыть, изобразить счастливого человека, уловить тот момент счастья, который хоть раз в жизни переживает всякий, но не всякий способен понять этого. Неуловимость счастья не раз доказывается в художественных произведениях. Нередко это состояние поэты сравнивают со свободолюбивой птицей, которая не может жить в клетке. Как правило, человек бывает слеп в такие минуты. Счастье, как правило, воспринимается только в сравнении с горем, то есть с его утратой. Потеряв что-то важное, человек вдруг начинает понимать, насколько ему было хорошо, как он был ранее счастлив. Неуловимость счастья объясняется еще и тем, что у каждого человека оно свое. Люди все разные, поэтому то, что у одного вызывает это состояние, на другого совершенно не действует. Так, к примеру, Нагульнов, главный герой романа Шолохова «Поднятая целина», испытывает это состояние на собрании партячейки, когда решается вступить в партию кузнец Ипполит Шалый. Главная героиня романа Булгакова «Мастер и Маргарита» счастлива только тогда, когда находит своего возлюбленного и остается с ним навсегда. А безногий Ленька герой рассказа Горького «Страсти-мордас-ти» на седьмом небе, когда случайный знакомый приносит ему различных насекомых в красочных коробочках. Таким образом, совершенно разные обстоятельства могут вызывать это неуловимо прекрасное состояние. Однако в любом случае, так или иначе, обретение счастья связано с окружающими людьми.

Для многих это состояние возможно только в том случае, когда и близкие люди также испытывают нечто подобное. Наверное, одним из главных врагов счастья можно считать одиночество. Человек

— существо социальное, поэтому его трудно воспринимать отдельно от его окружения. Только среди таких же людей он может чувствовать себя счастливым. Более того, счастье можно считать неполным, если оно не соседствует с любовью. Как правило, это состояние не любит эгоистичных людей. Только тот, кто способен отказаться ради другого от своих интересов, способен ощутить легкое прикосновение счастья.

Жизнь главной героини романа Булгакова «Мастер и Маргарита» со стороны многим показалась бы вполне благополучной, и многие женщины мечтали оказаться на ее месте. Любящий, хотя и вечно занятый муж, прекрасная квартира в центре Москвы, устойчивое положение в обществе. Однако все это не принесло Маргарите покой и хорошее расположение духа. Она долго чувствовала себя несчастной, пока не встретила его, Мастера. Только в его маленькой квартирке, расположенной в полуподвальном помещении старого здания, она была, как дома. Только здесь ей было по-настоящему хорошо. Маргарита совсем было решается бросить мужа и поселиться вместе со своим возлюбленным, однако узнает, что Мастер бесследно пропал. Именно в этот момент главная героиня понимает, насколько ей дорог Мастер. Она во что бы то ни стало стремится отыскать его. Маргарита совершенно забывает о себе и живет, как во сне. Женщина вдруг осознает, насколько мало ей нужны все те блага, которыми была окружена ее жизнь с самого замужества. Все это не идет ни в какое сравнение с теми прекрасными мгновениями, которые она пережила со своим возлюбленным. Одно только его присутствие вдохновляло и окрыляло молодую женщину. Одни только воспоминания о том времени, когда Мастер работал над своей книгой, а она возилась по хозяйству, наполняют ее невыразимой печалью. Маргарита мечтает только об одном, найти своего возлюбленного, вновь обрести утраченное счастье. Боль утраты настолько сильна, что ее в этот момент не останавливает даже сделка с самим Сатаной.

Ей приходится очень трудно во время бала, организованного Воландом и его свитой, однако мысль о том, что она во что бы то ни стало увидит своего мастера, придает ей силы. Маргариту не пугают ни странные гости торжества, ни невыносимая боль в руке и колене. Ради своего счастья с любимым она готова забыть даже о самой себе. С другой стороны, главную героиню нельзя упрекнуть в эгоизме. Когда ей рассказывают историю несчастной женщины-убийцы, она пытается помочь ей, используя свое единственное желание.

В итоге Маргарита добивается своего, все ее страдания вознаграждаются полностью. Воланд выполняет свою часть сделки, и Мастер остается с ней навеки. Он успокаивается и забывает о своем романе, о своих душевных порывах и муках, об обидах, причиненных ему различными издательствами и критиками. Они живут в маленьком домике на берегу океана. Молодая женщина вполне счастлива, ведь ее возлюбленный теперь полностью принадлежит ей, а она - ему. Маргарита все делает для того, чтобы ее возлюбленный был счастлив. И это ей в немалой степени мере удается. Мастер, после стольких бурь и разочарований, наконец-то находит утешение и покой с любимой женщиной.




See also: