1. Значение темы Родины в творчестве Есенина.

2. Раннее творчество С. А. Есенина.



3. Тема родины и природы — основные в творчестве поэта.

4. Поэзия 20-х годов XX годов.

5. Идеал поэта — Русь.

Я человек не новый, что скрывать.

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

С. А. Есенин

Эти строки талантливого русского поэта С. А. Есенина, которые звучат с горечью, автобиографичны. Восторженно встретив новую послереволюционную Россию, он не смог понять и принять того, что стало происходить с русской деревней, природой и человеком как ее неотъемлемой частью. О чем бы ни писал поэт: о революции, о личном, о вечном, — чувство родины, любовь к ней, ее значительная роль в судьбе Есенина всегда проходили лейтмотивом в его поэзии. Он и сам нередко признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».

С. А. Есенин (1895—1925) родился в простой крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. За время обучения в земском училище и Спас-Клепиковской школе им написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912). Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, питали его природный талант. Чувство родины находит выражение пока еще только в любви к родной природе, знакомому с детства пейзажу: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью природы и готов слиться с ней: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Другой большой мастер Серебряного века А. А. Блок высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи поэта-самородка. В начале 1916 года выходит первый сборник стихов Есенина «Радуница», который проникнут не только свежестью и лиризмом, живым восприятием природы, но и образной яркостью. В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: «задумчивая и нежная», «смиренная и буйная», «нищая и веселая». В стихотворении «Не в моего ты Бога верила» (1916) поэт призывает Русь — «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «веселой вере». В стихотворении того же года «Тучи с ожереба...» поэт как бы предсказывает революцию, несущую преображение России «через муки и крест».

В конце 1916 года Есенин готовит новый стихотворный сборник «Голубень», который выйдет после революции в1918 году. Здесь уже немало лирических шедевров как о светлой любви, окрашенной в чувственные тона, так и о каторжной, нищей, требующей обновления Руси. Претерпевает изменения и лирический герой — он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «грешник», «бродяга и вор», «разбойник с кистенем».

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», — обращается он к старому, отжившему миру. Ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, переоценки ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм, в которых воспевается «буйственая Русь» и славится «красное лето» («Товарищ» (1917), «Певущий зов» (1917), « «Пришествие» (1918), «Преображение» (1918), «Инония» (1918), «Иорданская голубица» (1918) и др.). Есенин ждал от революции улучшения жизни простых крестьян, которого не произошло. Он переживает духовный кризис, который выражен в следующих строках: «...не пойму, куда влечет нас рок событий». Изменение облика России Советской властью теперь ему также непонятно. Преобразования в селе ассоциируются у поэта с вторжением «враждебного» «железного гостя», перед которым беззащитна воспетая им с детства природа. Считая, что человек негативно влияет на ее целостность и красоту, он чувствует себя «последним поэтом деревни». Ярким символом этого представления становится образ жеребенка, тщетно старавшегося обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,

Но куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов России, созданы им в 20-х годах XX века. Поэзия самых трагических лет (1922—1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. В эти годы он пишет свои лучшие творения: «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др. К этому времени также относятся поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Трерядница» (1920), «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925).

Чаще всего в лирике этого периода встречаются мотивы глубокого осмысления Вселенной, своего места в мире наряду с осознанием утраченных надежд. Показательно в этом отношении стихотворение «Пушкину», датированное 1924 годом: Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре.

Сток и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О, Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

...Но, обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь...

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

Стихотворение во многом видится пророческим, за исключением одного момента — «петь» ему оставалось недолго.

Поэма «Анна Снегина» (1925) стала во многом итоговым произведением, в котором личная судьба поэта переплетается с судьбой всего русского народа. Именно здесь появляется образ «черного человека», преследующего поэта. Его трагическая смерть и сегодня является одной из неразгаданных загадок литературы XX века и темных страниц в истории советского государства. Это предощущение надвигающейся трагедии, ломки судьбы — и личной, и общей — роднило многих талантливых поэтов и писателей «смутных» годов начала XX века.

Система мотивов в поэзии Есенина образует единую картину «родины любимой» во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта, всю свою недолгую жизнь тонко чувствующего и воспевающего «шестую часть земли с названьем кратким — Русь».




See also: