1. Волшебная сила природы.

2. Красота осени в описаниях поэта.



3. Русская зима.

4. Значение природы в лирике А. С. Пушкина.

Я твой — люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят... Удивительная красота русской природы стала темой лирики не одного поэта. Величие заснеженных просторов и искрящийся бликами весенний ручей, золотые пожары осени и тонкий, робкий весенний росток — все это описывалось множество раз как в стихотворной, так и в прозаической формах. Именно природа способна дать человеку долгожданный покой, подарить ему ощущение свободы и счастья, либо, наоборот, разволновать, растревожить, заставить чаще биться сердце в предчувствии неотвратимой беды. Однако для того чтобы тонко прочувствовать природу, а потом ее блистательно описать, необходимо быть истинным, талантливым поэтом, пропустить через себя эмоции, связать их с пейзажем, переплести красивым русским слогом... Мало кому удавалось так тонко, изящно, но вместе с тем ярко и выразительно описать красоты русских просторов, как А. С. Пушкину.

Читая стихотворения Пушкина, мы проникаемся благоговением перед красотам родного края. Действительно, все: моря и горы, леса и реки, поля и деревни, приобретает особенную прелесть и красоту. Любое время года становится пленительным и прекрасным, когда мы глядим на него через призму восприятия поэта. Даже в обыденном — в небольшой деревушке или пыльной ленте дороги

— находится что-то, что пленяет душу, заставляет задуматься о вечности красоты и сиюминутности земных проблем. Все времена года, все состояния природы прекрасны. Но особенно проникновенно поэт пишет об излюбленной поре — осени. В медленном увядании всего живого, в ярком огне осенней листвы находит певец вдохновение. Светлой грустью проникнуто одноименное стихотворение «Осень» (1833).

Восприятие поэтом природы кажется нам непривычным и несколько нетрадиционным. Не мило ему самое теплое и приятное время года — лето: Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

И весна певцу не по нраву:

Я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен...

Несмотря на свежесть распускающейся листвы, на обновление и очищение всего живого, поэту ближе осенняя пора, пора медленного увядания и засыпания всего живого:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит, голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — и снова счастлив, молод...

Часто поэт сравнивает эту пору с нелюбимым ребенком или больной чахоткой, обреченной на верную смерть девушкой:

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Осень — одно из немногих состояний природы, способное пробудить дремлющее вдохновение, сделать перо легким, а мысли — чарующе точными:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие, навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

Зима также прекрасное время года для поэта. Прекрасное в любом проявлении, будь то свежее морозное утро, ненастный вечер или тихая зимняя ночь. Картина, описанная в стихотворении «Зимний вечер» (1825), вызывает двойственные чувства: тревогу, вызванную расшалившейся непогодой, чувство успокоения и комфорта (все-та-ки непогода застала лирического героя дома), легкую печаль и светлую грусть, — эти эмоции приносят с собой воспоминания о няне Арине Родионовне, родном и близком для поэта человеке:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Несмотря на то что описывается буйство природы, представляется тихий и спокойный вечер у огонька камина, возникает ощущение другого плана — читатель словно слышит отзвуки старинных песен и сказок, которые пожилая женщина рассказывала неугомонному ребенку такими вечерами. Однако изменчива русская природа. И следующее стихотворение — продолжение этого — являет нам иную картину, радостную и величественную («Зимнее утро»):

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Морозная, свежая зимняя ночь также не обделена вниманием поэта:

Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами...

Любое время года, любое состояние природы прекрасно для автора и удивительно. Описывать все произведения, содержащие описание пейзажей не имеет смысла, да и незачем, гораздо приятнее просто их читать. Открывая для себя что-то новое.

Поэт не просто описывал заинтересовавшие его картины. Часто описания носят важную цель — они являются богатейшими декорациями для романов и пьес, элегий и повестей. Природа предостерегает человека, путает его планы («Метель») или, напротив, становится иллюстрацией пасторальнотрогательных отношений и событий («Барышня-крестьянка»). Но достигается этот необыкновенный эффект единения природы и человеческой души только тогда, когда описание оживает, становится действительно зримым и ощутимым для читателя.

Природа для певца — волшебный мир, напоенный звуками и красками, запахами и порывами ветра. Природа — могучая, несокрушимая сила, способная пробуждать в человеке сильные и положительные эмоции — патриотизм, свободолюбие, милосердие. Она учит мудрости любого человека, способного прикоснуться к ней, проникнуться ее настроением и силой. И тогда каждый кустик, каждое деревце станет прекрасным и единственным в своем роде, ведь это часть природы, а значит и малая частица каждого из нас.




See also: