1. Образ будущего в романе.

2. Причины эволюции убеждений Гая Монтэга.



3. Значение романа в понимании настоящего и будущего.

Р. Брэдбери — один из величайших американских писателей-провидцев, сумевший предугадать многие негативные процессы и явления, которые мы наблюдаем в обществе в настоящее время. Его роман «451 по Фаренгейту» воссоздает будущее, в котором жизнь подчинена совершенно иным законам. В этом мире дети разучились задавать вопросы, а взрослые мечтают лишь о наслаждениях и уже никто не верит, в то что когда-то пожарные были нужны для того, чтобы тушить пожары. Теперь же, представители этой некогда благородной профессии наоборот, разжигают пожары для того, чтобы уничтожать в огне книги. Потому что в обществе жевательной резины, говорящих стен и увеселительных шоу книги оказываются не только ненужными, но и вредными. Они заставляют людей думать, задаваться вопросами, сопереживать. Они пробуждают мысли и чувства, заставляют плакать. Все это оказывается излишним для людей, которые по сути своей мертвы. Их жизнь пуста и размеренна. Она прекрасно соответствует законам общества потребления благ и удовольствий и люди не хотят в ней ничего менять. Они готовы ополчиться на все и вся, что угрожает сломать их привычный образ жизни. Такова жена главного героя Гая Монтэга Милдред, которая целиком погрузилась в иллюзорный мир своих телевизионных родственников и даже не помнит уже главных событий своей реальной жизни, не помнит где и как она познакомилась с мужем.

Таков и сам Гай Монтэг, десять лет верой и правдой охранявший устои общества, плотью и кровью которого он сам является. Он живет по его законам и с удовольствием выполняет свою работу — сжигает книги, особо не задумываясь о том, что эта работа на самом деле означает. Ему просто нравиться жечь, давать волю своему гневу, крушить, уничтожать. Нравиться чувствовать, как огонь легко разрешает все проблемы. Он просто уничтожает их, делая ненужным решение. Более десяти лет Гай Монтэг служил хранителем всеобщего спокойствия, «цензором, судьей и исполнителем». Он сжигал книги, даже не пытаясь прочесть хотя бы одну из них и понять, что же в них на самом деле заключено. Для него книги были чем-то непонятными, пугающим, источником проблем и неприятностей. Но все же в Гае Монтэге осталось что-то, что не позволило ему полностью стать таким, как все. Под влиянием различных факторов в его душе поднимаются вопросы и сомнения, которые становятся началом его пробуждения. Он задается вопросом почему в обществе, где людям предоставлены неограниченные возможности развлекаться, испытывать острые ощущения и быть счастливыми, все почему-то несчастны. И начинает осознавать, что среди общей массы потребителей удовольствий есть и другие люди, которые живут иначе и для которых книга — это что-то до такой степени ценное, что они готовы отдать за нее свою жизнь. Эти люди кажутся всем чудаками и чуть ли не умалишенными. Общество отвергает их однозначно и непримиримо. Но они даже перед лицом смерти упорно держаться за свои идеалы. Такой была Кларисса — девушка, которая любила гулять и умела интересоваться тем, что происходит вокруг. Она не вписывается в рамки общества, которое стремится сделать людей не равными, а одинаковыми. Одинаково бездумными и бесчувственными, не способными плакать и задавать вопросы. Не вписывается в рамки общества и та женщина, которая предпочла сгореть заживо вместе со своими книгами. Ее гибель, на глазах у Монтэга, известие о смерти Клариссы, всколыхнули протест в его душе. Этот протест превращает его в конечном счете в бездомного беглеца, которого преследует механический пес. Но он же помогает ему найти ответы на многие вопросы, собственную дорогу и людей, которые хранят в памяти мудрость человечества.

Сегодня, когда нашу жизнь заполнила страсть к наживе и развлечениям, когда с экранов телевизоров на нас низвергается нескончаемый поток все-возможных шоу и рекламы пива, пепси-колы, жевательной резинки, а пищи для ума остается все меньше и меньше, и интерес к книге, особенно среди молодежи неуклонно падает. Предупреждения Р. Брэдбери приобретают вполне конкретный смысл. То, что он изображал когда-то в виде фантастики, начинает с пугающей быстротой приобретать черты реальности. И кажется, что вот-вот на улицах и площадях заполыхают костры, на которых те, кто был призван некогда тушить пожары, начнут сжигать ненужные ни кому книги. Ненужные, потому что мир, в котором всем необходимы лишь наслаждения, прекрасно обходится без них.

В своем романе Брэдбери предупреждает нас о духовной катастрофе, которая грозит человечеству. Катастрофа эта представляется даже более страшной, чем атомная война, потому, что она означает потерю всего лучшего, чего достиг человек за время своего существования. Величие автора в том, что он сумел во время заметить негативные тенденции духовной деградации человека и общества. Но станет ли наш мир таким, каким рисует его Р. Брэдбери, сможем ли мы вовремя внять его предупреждению, или оно превратится в печальное пророчество, зависит от каждого из нас.




See also: