1. Влияние природных явлений на судьбы людей.

2. Последствия случайных событий.



3. Роль случая в развитии действия.

Нечаянный случай всех нас изумил.

А. С. Пушкин

Случай в жизни нередко играет роковую роль. Иногда он меняет положение вещей и ход событий в противоположном направлении. Кому-то он дает шанс начать жизнь с чистого листа, а кого-то, наоборот, лишает последней надежды. Такое неуловимое явление достаточно сложно описать, потому не знаешь, кто управляет случаем и заставляет события развиваться по тому или иному сценарию. Ведь если такое можно было бы предсказать, то случай не играл бы такой роковой роли в судьбе и жизни человека. К подобному феномену обращался А. С. Пушкин в «Повестях Белкина».

Самым неожиданным и наполненным различными случайными событиями является произведение «Метель». С первых строк текста он все словно берет в свои руки. Удивительные вещи происходят практически со всеми героями повести.

Большую роль в произведении играет метель. Она предупреждает главную героиню о том, что та совершает плохой поступок, что не стоит полагаться на волю случая и вручать свою жизнь и судьбу прекрасной, но опасной природной стихии. «На дворе была мятель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием». Для Владимира метель тоже стала своеобразным поворотным моментом в жизни. Она взяла на себя роль вершителя судеб, поэтому на знакомой дороге молодой человек не мог ориентироваться: «В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилося с землею».

С одной стороны, такое природное явление сыграло злую шутку с главными героями. На Марьи Гавриловне отразилось болезненным состоянием — недомоганием. Но вот жизнь Владимира оно повернуло совершенно в другое русло. Никто ведь не знает: оказался бы на войне молодой человек, если бы он был женат. Погиб ли он от ран, если бы попал на другую, а не эту войну. Писатель не дает ответы на эти вопросы. В центре его внимания другой образ — Марьи Гавриловны, потому что события, которые произошли в 1812 году, дали девушке шанс найти своего мужа.

После смерти отца она осталась единственной наследницей. Но деньги не делают человека счастливым. У девушки не было в жизни счастья. Она оставалась верна своему мужу, но сама не знала, кто он такой. И господин случай снова взял власть в свои руки. Он словно хотел оправдаться за тот поступок, который совершил раньше. Так он приводит в дом Марии ее мужа — Бурмина.

Такие подарки судьбы можно рассматривать по-разному. Нам не известно, чем один молодой человек отличался от другого. Они оба искренне любили девушку. Но поведение Владимира показывает, что он, возможно, не стал бы хорошим мужем. Молодой человек так и не появился в доме Марьи Гавриловны и не выяснил, почему девушки не оказалось в церкви. Ведь если он ее любил, то должен был поговорить с ней, прежде чем разорвать отношения. Родители, видя муки дочери, решили «...объявить ему неожиданное счастие: согласие на брак. Но каково было изумление ненара-довских помещиков, когда в ответ на их приглашение получили они от него полусумасшедшее письмо! Он объявлял им, что ноги его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном, для которого смерть остается единою надеждою». Вспомним, что он долго уговаривал Марью Гавриловну на то, чтобы она согласилась на тайное венчание. Почему же он, зная, что девушка решилась на отчаянный шаг, не стал даже выяснять причины

ее отсутствия в условленном месте. При таком рассмотрении произведения именно случай отвел от Марии большую беду и привел к ней такого человека, с которым она действительно смогла быть счастлива.

В своей небольшой повести А. С. Пушкин показывает разные оттенки случая. Он не осуждает и не восхваляет такое явление. Произведение становится иллюстративным материалом для его видения этого феномена. А решить, какова его роль, он оставляет нам и показывает, что нельзя однозначно и резко судить о том, что удается узнать. Нужно внимательно рассмотреть все оттенки и только потом высказывать свои суждения.

Своеобразным баловнем судьбы в повести «Метель» становится Бурмин. Случай два раза сталкивает его с Марьей Гавриловной, и два раза он ставится для гусарского полковника судьбоносным. Свою роль в жизни этого человека сыграла та же метель. Она заставила его задержаться в пути, но не приносила спокойствия. Кажется, она звала его куда-то туда, где он будет счастлив. Когда же он оказался случайно у церкви, то не отдавал себе отчета в своих действиях, им руководило легкомыслие: «Непонятная, непростительная ветрен-ность...». Потом он сел в кибитку и вот четыре года женат, сам не зная на ком. Но при этом Бурмин не может найти место венчания, так как слуга давно умер.

Полковник честен в своих поступках: он говорит Марье Гавриловне, что любит ее, но не может взять в жены. Но в этот раз случай ему преподносит новый неожиданный и приятный сюрприз. Из тысячи мест он приехал в отпуск после ранения именно в свое поместье, которое располагалось неподалеку от дома’девушки. Этими словами рассказчик подчеркивает то, что они, возможно, могли встретиться, но неизвестно, когда бы это произошло. Ведь если он жил недалеко от поместья Марьи Гавриловны, то их пути могли пересечься и раньше. Но случай распорядился иначе. Он заставил обоих молодых возлюбленных пройти через испытания, словно проверяя их чувства на прочность, а души — на честность. Ведь Бурмин очень раскаивался, что так жестоко подшутил над той девушкой. И возможно, именно такое раскаяние дало шанс: облик возлюбленной и жены воплотились в одном образе.

«Боже мой, боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня?”

Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...»

В «Повестях Белкина» автор рассказывает, что не только случай может управлять судьбами людей. Они сами могут оказывать влияние на ход развития событий. Такова роль случая в повести «Выстрел». Он предоставляет Сильвио возможность показать на деле свое сверхестественное искусство, если бы он вызвал на дуэль оскорбившего его офицера. Но Сильвио не делает этого, потому что. его жизнь посвящена другой идее. Но вскоре судьба вознаграждает за терпеливое ожидание: «Однажды подали ему пакет, с которого он сорвал печать с видом величайшего нетерпения». И именно этот случай приоткрыл рассказчику тайну поведения хорошего стрелка. Сильвио рассказывает об одном происшествии, которое имело место в полку. К ним в тот момент определился «молодой человек богатой и знатной фамилии». Именно он повлиял на жизнь Сильвио и смог изменить ее так, что стрелок замкнулся в себе и только упражнялся в своем искусстве, в котором достиг совершенства.

Следующий случайный эпизод в повести происходит с рассказчиком, который смог разгадать тайну образа Сильвио. Сначала в дело вступают домашние обстоятельства, которые вынуждают его «поселиться в бедной деревеньке Н** уезда». Но судьба предоставляет ему шанс узнать о том, что произошло в последнюю встречу Сильвио с тем человеком, который нанес ему обиду. Так перед нами раскрывается тайна еще одной семьи: «Таким образом узнал я конец повести, коей начало некогда так поразило меня. С героем оной уже я не встречался. Сказывают, что Сильвио, во время возмущения Александра Ипсиланти, предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами». Рассказчику больше не предоставляется случай встретиться с главным героем. О его дальнейшей судьбе он знает понаслышке. Но мы понимает, что именно случайные встречи становятся ниточкой, которая позволяет связать воедино события всей повести. Так в этом произведении случай не только оказывает определенное влияние на жизнь и судьбу главных героев, но и играет значительную роль в развитии действия.

Пушкин весьма объективно относится к такому понятию, как случай. Он показывает не только его положительные моменты, но и отрицательные влияния. При этом он обращается не к абстрактным и сверхестественным понятиям. В каждом конкретном примере случай словно материализуется. Он появляется перед нами либо в определенном образе (метели), либо в облике человека (Сильвио). При этом происшествие может и меняет жизнь человека, но делает это весьма мягко. Он становится словно провидцем, который ведет своего героя к лучшей доле и приводит героя к тому, чтобы тот наконец после множества испытаний обретает счастье.

В «Повестях Белкина» А. С. Пушкин представляет нам живую природу каждого отдельного человека. При этом он показывает, что именно случай может привнести в жизнь много важных и приятных впечатлений, которые позволяют персонажам открывать новый удивительный мир и благосклонно принимать подарки и уроки судьбы.




See also: