1. Душевное участие в решении вопросов.

2. Споры и конфликты взрослых.



3. Восприятие образа Гриши.

4. Любовь и творческие опыты.

5. Окончание счастливой поры.

Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.

А. А. Блок

Жизнь непременно задает сложные и неоднозначные вопросы, на которые нам приходится отвечать. Но не всегда мы готовы к тому, чтобы сделать первый шаг в правильном направлении. Большую роль в данном случае играет жизненный опыт, который для нас ограничивается рамками семьи, школы и друзей. Взрослым намного легче, чем нам, детям, решать подобные вопросы и проблемы. Но у нас за небольшой период времени тоже складываются свои представления о том мире, в котором мы живем. И мы хоть и по-детски, но пытаемся самостоятельно отвечать на те вопросы, что ставит перед нами жизнь. Такие же проблемы возникают и у героя повести Л. Н. Толстого «Детство».

Писатель рассказывает нам о судьбе одного мальчика — Николеньки, постепенно приближающегося к взрослой жизни. На каждом этапе своего развития он сталкивается с вопросами, на которые ему приходится отвечать. Возможно, что его поступки аргументированы и неверными решениями. Но именно так он видит жизнь и представляет себе путь, по которому следует идти. Автор же не осуждает своего героя, а пытается адекватно показать все оттенки не только образа, но его души. Она словно становится его единственным союзником в решении сложных жизненных вопросов. Например, однажды Николенька слышит разговор отца с Карлом Иванычем, который говорит о неблагодарности. Такая реплика связана с тем, что дети переезжают учиться в Москву, поэтому семья больше не нуждается в услугах домашнего учителя. В этот момент автор представляет нам рассуждения Николеньки по поводу услышанного: «Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие». Главный герой не вмешивается в отношения отца и учителя, но всей своей душой он хочет решить мирным путем тот вопрос, который вызывает столько споров и разногласий среди взрослых.

Новый спор разыгрывается в семье между матерью и отцом Николеньки. Они не могут прийти к общему мнению относительно юродивого Гриши. Maman постоянно привечает подобных людей на своем дворе, но и папе это очень не нравится. В этом эпизоде повести не рассказано о чувствах и поведении главного героя, не раскрыт его душевный мир и понимание данной ситуации. Однако Гриша, разглядывая макушку Володи действительно предсказал то, что дети скоро покинут дом. В таком случае новый вопрос, который ставит жизнь перед Николенькой, заключался в том, верит ли он в предсказания. За ним же следует новый: как относится к самому юродивому? Ответ дан в самом повествовании, так как оно ведется от лица главного героя. Николенька в одной фразе говорит все об образе гостя: «Это был юродивый и странник Гриша». Такая характеристика подсказывает нам, что мальчик, как и все другие, верил некоторым его предсказаниям. Поэтому в портрет юродивого, составленного Николенькой, входит не только описание внешности, но и его способность угадывать будущее.

Не миновала главного героя и любовная стихия. Ему нравится девочка Катенька. Но когда он проявляет свои чувства к ней открыто, то Володя «осуждает» его, называя подобные отношения нежностями. Поэтому Николенька прячет вспыхнувшее чувство очень глубоко в своей душе. «Я давно уже привык к ее свеженькому белокуренько-му личику и всегда любил его; но теперь я внимательнее стал всматриваться в него и полюбил еще больше». Толстой не показывает нам страстных сцен и бурных романов. Такое отношение к жизни было бы не характерно для мальчика десяти лет. Поэтому писатель старается по-детски передать отношения и чувства, которые возникли в сердце главного героя.

Но жизнь не стоит на месте, и приходит час расставания. Перед Николенькой встает новый вопрос, который связан с переездом. На глазах мальчика появляются слезы. Ему жалко расставаться с тем миром, к которому он привык. Но жажда новых впечатлений словно заставляют их высохнуть: «Все, все жалко! А бедная maman? И слезы опять навертывались на глаза; но ненадолго».

Переезд для мальчика служит определенной границей, которая позволяет заглянуть в свое прошлое. В то же время Николенька переходит на следующую ступень в своей жизни. В ней надо будет не только непосредственно радоваться окружающему миру, но и задумываться над своими поступками. Но если герой вспоминает о прошлом, значит, именно в нем он ищет ответы на те вопросы, которые его мучают.

При прощании с родными Николенька грустит, словно предчувствует, что той беззаботной жизни больше не будет. Но этап взросления рассматривается автором не только как время разочарований, но и как период открытия новых веяний времени. И в этот момент очень важно, на какой основе герой да и простой человек строит свою жизненную позицию. Если у него было прекрасное детство, о котором он может вспоминать с грустью, значит, во взрослой жизни он будет меньше ошибаться. В то же время обращаясь к тем годам и смотря на них уже на определенном расстоянии, человек сохраняет какую-то внутреннюю связь с тем нравственным наполнением, которое было заложено в его детстве.

В этом произведении не показано такое большое расстояние между двумя этапами жизни. Поэтому мы можем судить о том, что происходит в душе Николеньки, который все еще остается ребенком. Он продолжает рассуждать также наивно и легко, как это удавалось ему делать и раньше.

Однако московский мир позволял раскрыться поэтическому таланту мальчика. Он написал свои первые стихи. Но застенчивость не позволила ему преподнести подарок бабушке. Когда же их читает отец, в душе главного героя царит «буря» и смятение. Он боится, что они криво написаны. Но первый опыт удался, бабушка похвалила стихи. Нам в рассказе не показано ликование мальчика, что говорит о его доброй и отзывчивой душе, которой похвала наконец принесла желаемое успокоение. Но повзрослевшая жизнь не такая беззаботная, как кажется на первый взгляд. Она постоянно движется вперед и ставит человека перед неизбежными законами природы. Таким препятствием и ударом для Николеньки становится смерть его матери. «Только в эту минуту я понял... что то лицо, которое за несколько дней было исполнено красоты и нежности, лицо той, которую я любил больше всего на свете, могло возбуждать ужас, как будто в первый раз открыла мне горькую истину и наполнила душу отчаянием». Мальчик по-особенному, по-детски, подходит к своему горю. Возможно, он чего-то не понимает, но горечь утраты все равно находит место в его сердце.

На пороге детства и отрочества важна не только нравственная основа, но и то, как человек впервые самостоятельно решает вставшие перед ним вопросы. В этот период Николенька не разочаровывается в прежних своих надеждах и мыслях. Мы понимаем, что пора детства не накладывает никаких ограничений в решении проблем. Кажется, что человек поступает так, как ему заблагорассудиться. Но следующий жизненный этап заставляет учитывать не только свое я, но мир и чувства другого человека. Так, пространство одного героя словно раскрывается и расширяется и ему приходится впускать в него других людей, от которых непременно зависит и собственная жизнь. «Со смертью матери окончилась моя счастливая пора детства и началась новая эпоха — эпоха отрочества...». Взрослые в произведении замечают такой факт, что неприятности старят. Возможно, в этом есть свое определенное отражение реальности. Но именно они готовят героя к реальной жизни. Поэтому те испытания, которые выпали на долю мальчика, заставили его стать старше. Они открыли ему новый, но уже не такой радужный мир. Мальчик становится немного серьезнее и по-другому воспринимает окружающую действительность. Повесть Толстого «Детство» заканчивается новым вопросом, на который герою предстоит ответить в следующий период взросления: «Мне приходит мысль: неужели провидение для того только соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?..». Новая жизнь будет также задавать новые вопросы, но Нико-ленька будет подходить к их решению с позиций, основанных на небольшом, но очень весомом жизненном опыте.




See also: