1. Мир книг А. С. Грина.

2. Анализ рассказа «Словоохотливый домовой».



3. Вторая жизнь писателя.

Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве.

Д. А. Гранин

Мир, который открывается в книгах А. С. Грина, не может не привлечь читателя. Писатель, чья жизнь прошла вовсе не как чудесная сказка — с детства Грин познал и голод, и смерть матери — в противовес реальности создал в своих произведениях абсолютно идеальный, светлый мир, населенный веселыми мужественными людьми, красивыми мужчинами и женщинами, мечтающими и получающими желаемое. Страны и города, созданные писателем, существуют только в его книгах, но они кажутся настолько реальными, что заставляют читателей поверить в них. Ведь каждый из нас был ребенком и умел создавать с помощью фантазии все, что угодно. Теперь, находя то же самое в книгах, мы узнаем что-то похожее на свои давние воспоминания.

Меня всегда завораживал и озадачивал рассказ Грина «Словоохотливый домовой». Впервые он был напечатан в 1923 году в «Литературном листке “Красной газеты"». В основе сюжета — рассказ домового о семейной паре и их друге, которому пришлось уехать ради того, чтобы не разрушить любовь той семьи.

Писатель-романтик рисует мир, близкий к природе, домик в горах. Домовой — существо, которое никто не должен видеть, живет в этом заброшенном доме. Любящие друг друга муж и жена уже давно умерли, но домовой никак не может разрешить для себя загадку — что же такое произошло тогда между тремя людьми?.. Мучась зубной болью, домовой забывает спрятаться от рассказ-* чика, который укрылся в доме от дождя. Прохожий удивляется: дом пуст, что же тут делает домовой? Но не так просто ему уйти. Ни то, что все домовые уже покинули эту сторону гор, ни то, что вместо уюта в доме одни дыры, не может прогнать домового. Завязывается разговор, в ходе которого домовой утверждает, что только они, козлоногие, могут читать души.

Он рассказывает о юной Анни, романтичной и веселой хозяйке, сравнивая ее с маленьким диким цветочком. Анни могла смеяться солнечному зайчику и ловила руками рыбу в ручье, стучала по большому камню и долго слушала его звон. Ее муж Филипп никогда не стучал по поющему камню и заботился о жене, как о ребенке. Он часто рассказывал ей о своем друге Ральфе, и это было для нее, как пение камня. Ральф скоро должен был приехать. Но кто бы мог предположить, что это перевернет все?

Встреча Ральфа и Анни осветилась любовью с первого взгляда. Домовой всегда сопровождал хозяйку и был свидетелем этой встречи. Не было сказано ни слова, но они вместе слушали камень, глядя друг другу в глаза, а потом поцеловались и разошлись. Не нужно было слов — она и так поняла, что это Ральф. Тот Ральф, который был для нее сказкой, отважный смуглый моряк. Но любовный треугольник был сразу разрушен. Ральф оказался настоящим другом и, сказав, что забыл багаж, ушел. А потом написал со станции, что пришлось срочно уехать — предложили выгодное дело.

Автор, говоря о жарком дне, в который приехал Ральф, говорит, что «холодная вода в такой день лучше всего». Потом мы снова встречаем упоминание о холодной воде, но в каком контексте: Анни простудилась и умерла от холодной воды в жаркий день! Это случилось тридцать лет назад — Филипп шел за гробом полуседой, а потом исчез — заперся в комнате с жаровней. Что символизирует такая смерть? Муки ада или жар любви? «Они жили долго и счастливо и умерли в один день» — привычная для нас концовка сказки. Но можно ли сказать это об Анни и Филиппе? Да, они умерли в один день, но сколько они жили, мы не знаем — может быть, смерть пришла сразу после отъезда Ральфа? Нигде в тексте не указано, сколько времени прошло. Осталась ли неизменной их любовь? Может быть, и осталась. Домовой ничего не рассказывает о времени после встречи Анны и Ральфа. Или это еще одно указание на то, что смерть супругов произошла почти сразу после этого? Мы можем каждый раз задумываться над этими вопросами, и каждый из читателей сделает свои выводы, ведь общая романтическая недосказанность — одна из характерных черт прозы Грина.

Потревожив чужую любовь, Ральф счел нужным исчезнуть. Потому что каждый из троих был настолько дорог друг другу, что невозможно было поступить иначе. Анни, искренняя и доверчивая девушка, не смогла бы лгать мужу, муж не вынес бы предательства жены и друга. Поэтому ушел третий.

Почему же они условились о встрече и расстались? — вот вопрос, который задает себе домовой и не находит ответа. Рассказчик говорит, что этого и не дано понять домовому: только пятипалые могут «разбирать знаки сердца», домовые же не проницательны.

Этот небольшой романтический рассказ раскрывает перед нами проблемы человеческих взаимоотношений. Анни — натура настолько увлекающаяся, что она воспринимает все обычные вещи как ч^до. Филипп более трезво смотрит на вещи, он для всего находит рациональное объяснение: если Анни пугает шум на крыше, муж знает, что это ходит по крыше ворона. Он не интересуется поющим камнем, для него жена — самое чудесное на свете. Этот почти не выставляющий напоказ чувств человек только дважды показан под влиянием сильных эмоций: при встрече с Ральфом (бросил вверх шляпу и закричал) и после смерти жены (шел за гробом полуседой). Грин заставляет нас задуматься о хрупкости семейного счастья, тонкости психологии людей. «Писатель должен пользоваться необыкновенным только для того, чтобы привлечь внимание и начать разговор о самом обычном», — писал А. С. Грин. Этому принципу он следует в своем рассказе, от описания домового с зубной болью переходя к повествованию об обычной жизни семьи.

В 1960-х годах романтические произведения Грина вновь стали востребованы временем. Началась вторая жизнь Грина, заново родившегося для читателя. Автора, которого до этого запрещали, вновь стали издавать, называли кумиром. «Это писатель замечательный, молодеющий с годами. Его будут читать многие поколения после нас, и всегда его страницы будут дышать на читателя свежестью такой же, как дышат сказки», — восхищалась писательница М. С. Шагинян.

Грина считают одним из основоположников современной фантастической литературы, ежегодно «за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды» писателям присуждается Всероссийская литературная премия имени А. С. Грина.




See also: