1. Л. Н. Толстой — создатель произведения общенационального масштаба.

2. На пути к Истине (Андрей Болконский, Пьер Безухов).



3. Жизнь в единении со своим народом.

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — произведение исторического масштаба, показывающее нам широкую панораму жизни русского общества первой трети XIX века. В этом грандиозном произведении описана жизнь нации на переломном этапе исторического развития через отдельных, лучших ее представителей. Писатель в событиях 1812 года искал ключ к пониманию явлений современной ему жизни. В ходе работы над романом-эпопеей Толстой пришел к выводу, что истоки либеральных настроений русского общества лежат в декабризме, а тот, в свою очередь, является порождением общенационального подъема, который испытывало русское общество во время Отечественной войны 1812 года. Автор показал духовную эволюцию нации во всей неоднозначности и противоречивости, изображая лучших ее представителей.

Таковыми героями в романе являются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Мы встречаемся с ними впервые в салоне Анны Павловны Шерер. Пьер появляется в свете после приезда из-за границы, а князь Андрей приходит в салон вместе с молодой женой, которая ждет ребенка. Читателю сразу становится ясно, что князь не доволен той жизнью, которую ведет. Светское общество ему надоело, салонные разговоры его тяготят. По отношению к жене он испытывает раздражение. Внутренняя суть конфликта становится очевидна из беседы Андрея Болконского с Пьером Безуховым. Окружающая действительность не дает возможности князю проявить себя. Он жаждет личной славы, он хочет совершить подвиг. И его кумиром, как и Пьера является Наполеон, который покорил полмира.

Начало военных действий против наполеоновский армии оказывается достаточно весомым поводом для отъезда из дома. Очень скоро идеалы князя Андрея осуществятся. Во время сражения под Аустерлицем он подхватит знамя из рук убитого солдата и поднимет полк в атаку, но сам будет тяжело ранен. Л. Н. Толстой проверяет истинность убеждений своего героя, ставя его на грань жизни и смерти. И мы видим, что эгоистические помыслы Болконского не выдерживают этого испытания. Перед лицом смерти все наносное, неискреннее пропадает, остается лишь удивление пред мудростью и красотой природы, которая воплотилась в высоком и недосягаемом небе Аустерлица. Впечатление усиливается появлением Наполеона, который доволен победой, которого не смущают груды мертвых тел. Побывав в плену, испытав множество страданий, Андрей Болконский понимает, что должен жить ради своей семьи, во имя долга. Но семейное счастье разрушено — княгиня Лиза умирает во время родов. И только встреча с Пьером Безуховым на переправе дает надежду Болконскому на духовное возрождение в будущем. Идеалы Пьера Безухова тоже претерпели изменения. Сначала, не понимающий своего истинного предназначения, Пьер тратит себя на кутежи и пьянки. За ним тянется вереница скандалов и неприятностей. Он хочет, признания в обществе, одобрения окружающих, и очень скоро его тайные помыслы сбудутся. На удивление всей Москве старый граф почти все свое состояние оставил Пьеру, своему незаконному сыну. Он теперь богат! Его охотно приглашают в гости. Родители девиц мечтают выдать своих дочерей замуж за Пьера. Он ухаживает за Элен Курагиной, первой красавицей Москвы. Безухову лестно ее внимание. В конце концов его женят на Элен, но скоро Пьер начинает понимать свою ошибку. Элен через некоторое время демонстрирует, что вышла замуж за Безухова только ради денег, она заводит свой собственный салон, куда приходят толпы ее обожателей. Закончилось все дуэлью Пьера с До-лоховым, одним из фаворитов Элен. Оказавшись перед лицом смерти, Пьер Безухов понимает, насколько ничтожны, низменны были его идеалы. Он окончательно порывает с женой и покидает имение. На духовное становление Пьера оказывает влияние встреча с Баздеевым, представителем масонской ложи. Он убеждает Пьера, что настоящее счастье человек может найти лишь в заботе о счастье и благополучии других, что именно масоны как раз имеют целью тайную помощь тем, кто нуждается, просвещение народа и подготовку почвы для общества всеобщего братства и любви. У Пьера Безухова появляется высокая цель в жизни. Он работает над собой, изживает личные недостатки, занимается благотворительностью. Но скоро ему «личное совершенствование» надоедает. В масонах он начинает видеть по отношению к себе только материальную заинтересованность.

К этому периоду относится и деятельность князя Болконского на благо общества. Он интересуется жизнью своих крестьян, в своем имении проводит либеральные реформы. Князь начинает заниматься государственной деятельностью, он участвует в деятельности комитета по подготовке реформ, которым руководит М. М. Сперанский. Но скоро Болконский разочаровывается в этой деятельности, потому что не видит результатов своего труда.

Гостя в Отрадном, князь встречается с Наташей Ростовой. Все в ней поражает Андрея Болконского: и ее искреннее восхищение природой. И ее непосредственность, и любовь к жизни. Любовь, которая возникает между ними, воскрешает князя Андрея к новой жизни. Но и на этот раз личное счастье главного героя не состоится. Наташа увлеклась Анатолем Ку-рагиным, и это служит причиной для расторжения помолвки между ней и Андреем Болконским. Тут воплощена одна из главных идей Л. Н. Толстого — человек не может быть счастливым, если окружающие несчастны. Именно к этому моменту относится нашествие на Россию войск Наполеона. По словам Болконского, Отечественная война становится «личным делом каждого русского человека». Он принимает командование полком, предпочитая «делать дело» в боевом строю, а не в штабных коридорах. Для Болконского главным становится стремление жить одной судьбой со своим народом, разделять его горести и радости. Высшей точкой просветления и духовного роста для князя Андрея становится смерть. Он погибает от шальной пули, и этим Толстой подчеркивает близость своего героя судьбам простых русских солдат, которые погибали за Отечество. Болконский умирает духовно просветленным, он понимает, что «весь мир — это любовь», только это нужно увидеть и понять.

Увидеть смерть близко довелось и Пьеру Безухову. Его потрясает день Бородинского сражения, который он встречает на батарее Раевского, бессмысленность убийств, ужас смерти. Решив пожертвовать собой ради спасения других людей, Пьер остается в разоренной Москве. Чтобы убить Наполеона. Ему не удалось это сделать, но ценность его духовных исканий не становится меньше. Он ощущает свое единство с народом, чувствует себя его частью. Толстой приводит и этого героя к идее единения с народом, к идее принятия мира во всем его многообразии. Пьер удостаивается личного счастья — он женится на Наташе Ростовой, и свою любовь к ней пронесет через всю жизнь.

Сложный, тернистый путь духовных исканий главных героев романа Л. Н. Толстого говорит о том, что они способны к духовному совершенствованию. И Андрей Болконский, и Пьер Безухов приходят к мысли о необходимости духовного единения людей. По мысли Л. Н. Толстого, это и является важнейшим мерилом нравственной оценки личности, критерием ее духовного совершенства.




See also: