1. Восприятие И. А. Буниным уходящей эпохи.

2. Значение прошлого в творчестве писателя.



3. «Деревня”.

4. «Суходол”.

Ничто не меняется так часто, как прошлое

Ж. П. Сартр

И. А. Бунина поклонники и исследователи его творчества называют последним русским классиком уходящей дворянской культуры. Произведения этого мастера слова действительно проникнуты острым чувством потерянности, тоски по еще не ушедшему, но уже исчезающему старому миру, дорогому и близкому для писателя. Особенно дороги для художника стали те черты, которые несли на себе еще сохранившуюся печать истинно дворянского восприятия красоты окружающего мира. Сам он писал: «Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах». Однако, несмотря на безграничную любовь по уходящей эпохе, Бунин во многом относится к ней противоречиво, двойственно — ведь именно в двойственности восприятия и сказывается наследие уходящего века.

И реальные, и идеальные черты проходящего времени были переданы писателем наиболее точно и живо в произведении «Деревня». В этой «жестокой и безнадежной» повести на примере одного семейства Красовых, а в частности, судьбы братьев, писателем показаны разложение и гибель крестьянского мира, причем не только внешний упадок, но и внутренняя деградация.

Бунин рисует одну из тысячи типичных русских деревень с прозаическим и говорящим названием Дурновка. Действие произведения относится к 1905 году, в центре внимания оказываются быт. психология и манера поведения обитателей деревеньки. Жизнь народа описана резко, грубо, но объемно и зримо. Нищета, безденежье, разорение и убожество царят здесь. В забитой Дурновке власТвуют кулаки — лавочники и кабацкие владельцы, беспощадно эксплуатирующие нарой. Звериные нравы и полная, беспросветная безысходность существования формируют определенную типологию характера. Деревенский «идиотизм», проникая в сознание мужиков, отравляет разум и заставляет только сильнее опускаься вниз.

Вглядываясь в эти безрадостные картины, Бунин делает для себя важный вывод: драматизм русской человеческой души необъясним только социальными и историческими причинами. Загадка характера кроется в глубинных пластах психологии, и разгадать ее очень трудно.

Жизнь крестьянская полна грязи и уродства, как внешнего, так и духовного, душевного. Общая бедностей быстрота разорения лишь подчеркивается стремительным, но единичным обогащением людей наподобие Тихона Красова, живущего исключительно ради накопления капитала. Однако сама судьба мстит герою. Заставляя его задуматься о праведности своих поступков — материальное благополучие, которого герой достигает, не делает его счастливее, а лишь способствует деформации его личности.

Повесть содержит в себе множество событий, напрямую относящихся к недавно минувшей революции. Мужики неистовствуют, волнения то затихают, то возобновляются снова. Горят избы помещиков, гуляет беднота. Описываемые события вносят разлад и в без того смятенные души людей, коверкают и разрушают понятия о нравственности и морали. Солдат, узнающий о связи Тихона с его женой, не негодует, а лишь смиренно просит не гнать его со службы, а затем зверски и безжалостно избивает Молодую. Самоучка — поэт Кузьма Красов ищет правду, с христианской кротостью снося оскорбления мужиков. Это лишние доказательства разобщенности крестьянского народа, неспособность подобных людей устроить собственную судьбу.

Произведение «Суходол» логически связано и перекликается с «Деревней». В нем писатель старается рассмотреть подлинные корни произошедшего и заглянуть в крепостническую Россию. В центре изображаемых событий — обедневший дворянский род Хрущевых. В жизни этого семейства и дворовых людей, также, как и в «Деревне» много непонятного, странного, некрасивого. Главная героиня — бывшая крепостная, няня мо-„лодых Хрущевых — Наталья, личность сложная, неординарная. Однако за счет своего происхождения она не имеет возможности как-либо реализовать себя. Жизнь молодой крепостной изломана господами, которым она так предана: наказание за «некрасивый поступок» — любовь к молодому барину Петру Петровичу — оказывается слишком сильным. Девушка постоянно проходит через унижения и позор. Именно любовь и желание быть красивой подтолкнули девушку к краже зеркальца. Поразителен контраст между счастьем девицы, впервые сурьмившей себе брови и пристыженным, покрытым слезами лицом, когда уличенную в преступлении воровку сажают на навозную телегу и отправляют на дальний хутор. После возвращения домой Наталья подвергается постоянным издевкам со стороны барышни, но мужественно терпит их. Любовь, семья, простое человеческое счастье недоступны крепостной девице, поэтому все нерастраченные чувства Наталья выплескивает на наивную привязанность к господам и Суходолу.

Выходит, что прославленная многочисленными произведениями романтика дворянских гнезд только калечит души простых людей? Но антигуманный общественный строй также калечит и представителей дворянства. Судьба семейства Хрущевых оказывается нелепой и трагичной. Барышня Тоня лишается рассудка, молодой барин Петр Петрович погибает под копытами коня, дедушка Петр Кириллович умирает от руки умалишенного крепостного. Извращенность и уродливость отношений между сословиями точно передает Наталья: «Над барчуком и дедушкой Гервась-ка измывался, а надо мной — барышня. Барчук, — а по правде сказать, и сами дедушка, — в Гервась-ке души не чаяли, а я в ней». Нарушение нормального, привычного хода вещей в жизни людей деформирует и сами чувства: любовь, вызывающая восторг, радость, прилив душевных сил, в Суходоле оказывается причиной болезней, сумасшествия и позора.

В чем причина подобных искажений? Конечно, часть ответственности лежит на крепостническом строе. Однако на этом Бунин меньше всего заостряет внимания. По его мнению, в вырождении и крестьян и дворян виноваты сами люди, ленящиеся исправлять несовершенства своей жизни.

Так прошлое в произведениях Бунина может быть жестоким и грязным, а может быть светлым и трогательным. В любом случае, поэт с одинаковым трепетом относится к событиям прошедших времен и с одинаковой открытостью перед собой и читателями вводит факты истории в свои повести.




See also: