1. «Проклятые” вопросы Ф. М. Достоевского.

2. Раскольников — сильная личность или «тварь дрожащая»?



3. Закон нравственный превыше всего.

Творчество Ф. М. Достоевского — огромное событие в истории мировой духовной культуры, в том числе и философской. И пока будет жить человечество, оно будет пытаться постичь философию Достоевского, понять смысл его духовных исканий, так как они сопряжены с основными устремлениями человеческого духа.

В центре всех произведений великого писателя стоит человек со своими противоречиями, страстями, слабостями и пороками.

Ф. М. Достоевского прежде всего беспокоит забвение общественной мыслью человека и проблем его существования. Если о нем и говорят, то создают образ «человека-механика». Писатель видит недооценку личности человека как непосредственно в жизни, так и в художественной философской практике. В записных книжках можно увидеть немало упреков теоретикам, вроде следующего: «Вы человека не цените, люди без гуманности».

И хотя писатель понимает, что современный ему человек далек от совершенства, он все равно отыскивает человечное в человеке. Человек — это загадочен, человек — это тайна. Сложность души человека

— это исходная позиция философии писателя. В чем же, по Достоевскому, сила личности? В жертвенности. «Добровольно положить свой живот за всех, пойти за всех на крест. На костер, можно только сделать при самом сильном развитии личности... беда при этом случае хоть какой-нибудь самый малейший расчет в пользу собственной выгоды» — так писал Ф. М. Достоевский в «Зимних заметках о летних впечатлениях».

Проблема сильной личности всецело захватывает писателя. И вот в 1866 году появляется роман «Преступление и наказание», в котором художник слова подходит к этой проблеме с философской и морально-нравственной позиций.

Родион Раскольников не обычный преступник, а борец с социальной несправедливостью: им движет идея индивидуального мщения. Это даже не убийство старухи-процентщицы, а «бунт», тоска по делу, отчаянные поиски выхода. Он беден, живет в углу, напоминающем гроб, голодает, плохо одет. Герой бескорыстен. Есть у него какая-то сила проницательности в разгадывании людей. Он с первого взгляда угадывает лживых и ненавидит их. Раскольников ненавидит стародавний барский разврат свидригайловых, хозяев жизни. Это — люди разнузданных страстей, цинизма, любителей грязи. У Раскольникова есть два довода, приводящие его к преступлению. Один — внутренний, который живет в нем самом, в его гордости, в желании проверить себя и проверить на себе: «Наполеон я или нет». А другой — желание проверить свою «теорию». Это полный «бунт», отрицание мира и Бога, создавшего его. Вырваться из этой «тяжести земной», послужить исцелению общего горя, разрушить мир зла — основная задача Раскольникова. У героя великое сердце, и он будет стоять на своем. Раскольников человек идеи: «Старуха была только болезнь... Я переступить поскорее хотел... я не человека, я принцип убил!».

Однако не переступил, остался на той стороне. Раскольников делит людей на «обыкновенных» и «необыкновенных», на «низших» и «высших». Первые служат только материалом для зарождения себе подобных, вторые — имеют талант, дар владеть новыми словами, руководить жизнью. И эти люди сделаны особо: «Настоящий властелин, кому все разрешается, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, громит Тулон; и он же по смерти становится кумиром, а стало быть, и все разрешается». Раскольников и захотел для каких-то в будущем благих целей проверить, «Наполеон или нет он?» Тут он стал запутываться, рассуждать, как себялюбец, только бы утвердиться в мысли, что ему все позволено. Желая сбросить «тяжесть земную», нарушить вечные нравственные законы, Раскольников попрекает всех, кроме себя: человек для него — ничто.

У Раскольникова хватает сил почти на все: выйти на «пробу», выследить, где лежит топор, пришить изнутри петлю для топора. Все же он останавливался и спрашивал себя: «Боже!., да неужели ж, неужели я в самом деле возьму топор, стану бить по голове?»

И мы знаем, что он бил, и не по одной, а по двум головам. Сыграл роль и инстинкт самосохранения. Лизавету он убивать не собирался; так получилось, и это очень символично: кровь влечет за собой кровь. Наступает еще один момент — самоказнь героя. Следователь Порфирий Петрович угадывает, что творится в душе Раскольникова: «Теорию выдумал, да и стыдно стало, что сорвалось, что уж очень не оригинально вышло! Вышло-то подло, это правда, да вы-то все-таки не безнадежный подлец».

Теория Родиона Раскольникова потерпела крах, да и быть иначе не могло, ведь в ее основе лежит преступление, убийство. Цель, какая бы благородная она ни была, не должна быть скомпрометирована средствами, в этом Ф. М. Достоевский убежден. Проблема усложняется еще и тем, что и на каторге Раскольников не отказывается от своей теории, будучи уже осужденным законом собственной совести, который для Ф. М. Достоевского и есть главный закон жизни. По мнению Раскольникова, его теория была верна; он заключает — «это я не смог».

Он пренебрег нравственным законом, но не отказался от своих наполеоновских мыслей и убеждений.

Ф. М. Достоевский выносит беспощадный приговор своему герою. Он не принимает ни теорию, ни методы Раскольникова, пусть даже и преследуют цель они хорошую. «Это человек-то вошь?» — восклицает гневно Сонечка Мармеладова устами самого писателя. И, разумеется, мы стоим на позиции автора. «Тварь ли я дрожащая или право имею?», «все дозволено?», «чем жив человек?» — вот они, эти «проклятые» вопросы, которые зарождаются в сознании главного героя романа «Преступление и наказание». И разрешение этих вопросов является условием и смыслом его жизни.

Так что же такое сильная личность, по мнению Ф. М. Достоевского? Это человек, живущий по принципам: «Не убий», «Возлюби ближнего, как самого себя». Это люди, для которых закон нравственный и суд Божий являются абсолютными в своей правоте. Но это не значит, что можно молча проходить мимо земного зла. Борясь с земной несправедливостью, человек, может, и жертвует собой, но во имя ближнего своего. И жертва эта благостна. Причем, те, кто жертвуют собой, не считают свои поступки жертвоприношением. Они живут этим, это нравственная среда их существования. Так проявляется закон любви, так проявляется сила личности. Эта сила в ее всетерпении, в безграничной любви к людям. Любимых своих героев Достоевский наделяет чертами, которые приближают их к образу Христа. Это Соня Мармеладова, которая пошла на панель ради куска хлеба, чтобы прокормить свою семью. Она беззащитна и милосердна. Ее сила — в ее слабости. И именно такую силу признает Ф. М. Достоевский.

В обществе человеческие отношения не должны быть основаны ни на глубоком эгоистическом страхе. ни на идее титанизма личности. Лишь в возрождающем действии совести проявляет себя нравственная истина.

В творчестве Ф. М. Достоевского невозможно отде* лить мыслителя от художника, воплотившего свои идеи не в научных трудах, а в литературных произведениях. Глубокий охват проблем, переосмысление самых разных культурно-исторических традиций свойственны его гению, в котором гармонично соединены чувства и разум, мысль и сердце.




See also: