1. Гуманность идей писателей XIX века.

2. Одинокий и беззащитный Акакий Акакиевич Башмачкин.



3. Мечтатели Ф. М. Достоевского.

4. Актуальность темы «маленького человека” в наше время.

Дело в том, что пока не соберешь всего себя и не подтолкнешь себя самого, не знаешь даже, что именно в тебе есть.

Н. В. Гоголь

Творчество Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, этих великих писателей-гуманистов XIX века, широко и разнообразно. Но есть постоянные темы и образы, которые пронизывают их произведения. Они стали частью творческого кредо данных представителей литературы критического реализма. Одной из таких тем является образ «маленького человека». Интерес к мыслям и чаяниям обычного человека, мысль о том, что каждый, пусть даже самый неприметный и ничем не выдающийся человек — это огромный мир. Первым развил эту тему в своем творчестве Н. В. Гоголь. А Ф. М. Достоевский подчеркивал, что он продолжает традиции своего собрата по перу и является его последователем: «Все мы вышли из гоголевской “Шинели"».

Именно Н. В. Гоголь, показав всем образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель», оказал колоссальное влияние на дальнейшее развитие русской классической литературы.

Главный герой повести Гоголя — «чиновник для письма» Башмачкин Акакий Акакиевич: «...низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным...что же делать! Виноват петербургский климат».

У Акакия Акакиевича Башмачкина нет ничего своего собственного, индивидуально-личного. У него нет ни прошлого, ни будущего. Его невзрачная внешность и должность переписчика казенных бумаг, казалось, его постоянные признаки. Правда, было у него одно пристрастие — ему особенно нравилось писать некоторые буквы: «...некоторые буквы были у него фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его». И еще — он жил мечтой о том, чтобы купить себе новую шинель. Основными признаками духовной жизни человека являются осознание своего собственного «я» и воспоминания о прошлом. Главный же герой повести Гоголя безлик и существует только в настоящем. Человек в полном смысле этого слова живет высокими побуждениями, мечтой. А здесь вместо возвышенного и прекрасного идеала перед читателем возникает обыденное желание — купить шинель. Бездушная государственная машина украла душу Акакия Акакиевича, уничтожила в нем человека, так что смерть его — лишь переход в другое состояние, когда душа вырывается на волю. Но изуродованная противоестественной жизнью душа бывшего переписчика мстит миру, сделавшему ее такой. Она в виде призрака подкарауливает у моста проезжающих и срывает с них шинели. Зло, заключенное в той жизни, которой живет «маленький человек», выплескивается наружу, обращаясь против всего окружающего мира. Гоголь показывал нам, как машина государства подавляет в человеке духовное начало, превращая его в послушный механизм. Именно поэтому Н. В. Гоголь так много внимания уделяет изображению чиновников, простых служащих, помещиков, которые, раздавленные политикой государства, воплощенной в бюрократическом аппарате, теряют все свои личностные качества и превращаются просто в «почтмейстеров» или «письмоводителей».

Ф. М. Достоевский продолжил исследование души «маленького человека», и ему удалось показать его внутренний мир. Удалось проанализировать скрытые черты характеров, проследить, к каким последствиям может привести ущербная душа. В повести «Белые ночи» писатель показывает один из возможных путей развития подобной личности. Таким путем является уход от серой, омерзительной жизни в мир иллюзий и мечтаний (образ Мечтателя). Именно этот тип ляжет в основу многих произведений Ф. М. Достоевского. Со временем изменяясь, он, этот образ, будет появляться практически во всех «программных» романах писателя. Автор как бы прослеживает возможность дальнейшего развития этого типа и указывает опасность: чем больше Мечтатель погружается в мир иллюзорный, где он может представить себя королем, персидским шахом, тем нестерпимее становится контраст между реальной жизнью и вымыслом. Постепенно человек начинает ненавидеть реальный мир — именно таков герой «Записок из подполья» — потом испытывать «зуд» к его переустройству по своему видению.

Акакий Акакиевич вырывается на свободу, но, вырвавшись, он превращается в духа мщения. Решаясь изменить мир, пусть даже с самыми благими намерениями, герой почти ничего не знает о нем, так как прожил-то он все время в своем вымышленном мирке. Модель, созданная фантазиями Мечтателя, не станет реальностью, потому что настоящая, осязаемая жизнь отвергнет и опровергнет ее. Вспомним Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания» Достоевского. Ведь он вышел как раз из того самого «подполья», принялся проверять свою теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Именно от унижения, которое испытал Раскольников, на свет появилась его бесчеловечная теория, которая отрицала само понятие преступления и проповедовала для сильной личности полную вседозволенность. Постепенно Ф. М. Достоевский показал нам, как сама жизнь опровергла теорию Раскольникова. Он шаг за шагом пришел к осознанию ошибки и духовному воскрешению. Писатель продемонстрировал болезнь человеческой души, порожденную обществом. Он предупреждал о ней, вскрывая в «маленьком человеке» то бесовское начало, которое, вырвавшись наружу, может перевернуть основы существования человеческого общества.

И Н. В. Гоголя, и Ф. М. Достоевского волновала эта проблема, проблема «маленького» человека, Отсюда их желание показать, вскрыть истоки этой проблемы и предупредить людей об опасных последствиях «искривления» человеческой души. Именно данное понимание проблемы «маленького человека» (маленького не только в смысле общественного статуса, айв смысле чистоты помыслов и высокой организации души) делает произведения Гоголя и Достоевского актуальными в наши дни. В дни, когда «обезличивание», «умаление» человека приняло огромные размеры, а пропасть между техническим прогрессом и духовным ростом личности становится все больше и больше. Для читателей важны не только социально-бытовые и христиански человеколюбивые, но и глубокие философские проблемы, над которыми размышляли русские писатели XIX века. Ведь, листая страницы их книг, мы приобретаем умение «тонко чувствовать и свободно размышлять».




See also: