1. Ахматова — открытие в литературе начала XX века.

2. Лирическая героиня.



3. Гражданская позиция Ахматовой.

В конце XIX — начале XX столетия Россия открыла для себя имена многих талантливых людей, пробующих себя в различных областях человеческой деятельности, в частности в литературе. Одним из таких открытий явилась А. А. Горенко, использующая литературный псевдоним Ахматова. Талантливая поэтесса родилась в семье морского инже-нера-механика А. А. Горенко, который был против увлечения дочери написанием стихов. Большое влияние на девочку оказала мать Инна Эразмовна, прекрасно разбирающаяся в литературе и поэзии. Именно ей поэтесса впоследствии посвятит проникновенные строки:

...женщина с прозрачными глазами (такой глубокой синевы.

Что море

Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),

С редчайшим именем и белой ручкой,

И добротой...

В 1912 году вышел первый ахматовский сборник стихов «Вечер», который тут же вызвал восторг у литературного общества. Многие стихотворения являлись отражением взглядов популярных в то время акмеистов и были проникнуты мотивами грусти и одиночества. Творчество молодой поэтессы поразило любителей поэзии глубокими духовными переживаниями. Ее лирическая героиня тонко чувствовала жизнь со всеми ее взлетами и падениями, счастливыми моментами и огорчениями. Поражало читателей и сильное стремление Ахматовой не просто жить, а радоваться каждому моменту, предопределенному судьбой. Окружающий мир являлся для поэтессы неисчерпаемым источником для вдохновения. Она могла гармонично взаимодействовать с миром природы, позволяя своим читателям хоть на короткий период, но почувствовать вечное течение времени. Незначительное происшествие или деталь могли настолько поразить Анну, что рождалось новое замечательное произведение. Через свое творчество поэтесса делала этот мир немного радостней и прекрасней. Большое влияние на творчество Ахматовой оказали произведения А. С. Пушкина. Возможно, именно у своего кумира молодая поэтесса позаимствовало стремление и к ясному лаконичному слогу, и к предельной четкости образа, и к интонационной выразительности. Анну Андреевну нельзя обвинить в подражании великому поэту, но двух талантливейших поэтов все же связывает общее понимание предназначения поэта в этой жизни. Для них поэт — это прежде всего пророк, который непременно до самой своей последней минуты должен быть предан своему поэтическому дару.

Стихи Ахматовой часто написаны короткими четырехстрочными строфами. Этого хватает поэтессе, чтобы точно и ярко отразить всю гамму человеческих отношений и психологических характеров. Произведения не пестрят развернутыми метафорами или сложными эпитетами. Как опытный скульптор Ахматова отсекает от предложений все лишнее, отвлекающее внимание читателя от по-настоящему главного. В результате в стихотворениях остаются только важные вещи. Нередко, стараясь еще более усилить впечатление, поэтесса вообще отказывается от местоимений:

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует...

Ахматовские произведения не терпят громкого декларирования со сцены, поскольку произнесенные шепотом, они способны тронуть сердце слушателя намного сильнее.

В поэзии Анны Андреевны можно проследить несколько тематических направлений. Однако особое место занимает тема родины. Этот мотив с каждым годом звучит все громче и громче в творчестве Ахматовой несмотря на то что любить родную землю совсем не просто. Ведь именно здесь ведутся кровавые войны, которые уносят жизни многих хорошо знакомых ей людей, а затем мужа и сына. Тем не менее мелодия родной земли позволяет поэтессе занять в первую мировую войну позицию, резко отличающуюся от официальной пропагандисткой литературы. Для Ахматовой война нав-. сегда останется великим злом, какие бы благие цели она не преследовала. Возможно, именно поэтому ее стихи-плачи так скорбны:

Можжевельника запах сладкий

От горящих лесов летит.

Над ребятами стонут солдатки,

Вдовий плач по деревне звенит.

В своем стихотворении «Молитва» поэтесса в полной мере выражает свою гражданскую позицию, моля судьбу, дать ей возможность принести в жертву России все, что у нее есть дорогого:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар —

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

С каждым годом Ахматова все внимательнее смотрит на пейзажи родной страны, все чаще в ее стихах проявляется трепетность и нежность патриотического чувства, сознательный отказ от суеты светской жизни. Начинает проявляться национально-гражданский характер ее поэзии:

Ты, росой окропляющий травы,

Вестью душу мою оживи, —

Не для страсти, не для забавы,

Для великой земной любви.

Ахматова не принимает революцию, однако она не мыслит себя и свое творчество без России. Она осуждает тех, кто уезжает, бросает свою родину в трудные для нее времена. С другой стороны, она не желает примыкать к так называемым внутренним эмигрантам, которые остались на родной земле, однако враждебны по отношению к России.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда...»

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

В этом стихотворении она, по сути, впервые выступила как страстный гражданский поэт. Эмоциональное воздействие произведения на читателя еще более усиливает строгая, приподнятая, евангельская форма стиха, напоминающая пророков-проповедников. Интонационно создается соответствующий жест, изгоняющий кого-либо или что-либо из храма. Как бы начиналось новое летоисчисление, и Ахматова прекрасно чувствует это. 30—40-е годы XX столетия тяжелы для Ахматовой. Арестован сын, однако и в этот критический для нее момент, поэтесса не опускает рук, гонит от себя уныние. В этот период появляется знаменитый ахматовский «Реквием». Идею написать этот цикл стихов подала ей случайная знакомая, так же как и она ожидающая весточки о родном ей человеке у стен тюрьмы. Она просто спросила поэтессу, сможет ли та описать это время в своих стихах. Анна Андреевна ответила: «Могу». Постепенно стали появляться ее искренние и невероятно сильные по степени воздействия на читателя стихотворения, составляющие поэму «Реквием». Десять небольших произведений написаны в разное время, с 1935 по 1940 год, но все вместе представляют собой единое смысловое целое. Поэма появилась благодаря невероятному чувству долга, который испытывала Ахматова по отношению к сотням тысяч женщин, как и она, испытавших на себе большое материнское горе. В «Посвящении» Ахматовой цитируется обращение Пушкина к декабристам:

Но крепки тюремные затворы,

А за ними каторжные норы,

И смертельная тоска.

Этим она будто объединяет каторжников различных времен между собой. «Реквием» очень эмоционален. Здесь явно звучит и тяжесть утраты, и неутешность материнских страданий. В первой же главе поэмы появляется главная героиня, мужа которой уводят на рассвете. Она рисуется поэтессой в трагичной обстановке, где все вещи ясно свидетельствуют об отчаянии этой женщины. Этот поэтический рассказ во многом автобиографичен — в 1935 году арестован муж Ахматовой Н. Н. Пунин. И дальше, на протяжении всей поэмы встречается много моментов, которые перекликаются с жизнью самой поэтессы. Однако Анна Андреевна сознательно не называет каких-либо имен, и это еще больше усиливает ощущение того, что лирическая героиня — одна из многих жертв репрессий. Она не вполне еще осознает, что же с ней произошло, и что в ее жизни изменилось. А последним завершающим аккордом становится лишь одно слово — приговор. В поэме оно прозвучало в седьмой главе цикла. Это кульминация всей поэмы. С произнесением этого слова ничего не меняется вокруг, однако полностью рушится внутренний мир героини, меняется ее эмоциональное состояние:

У меня сегодня много дел,

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

Несколько раз Анна Андреевна в своей поэме обращается к библейским темам. В качестве примера можно привести стихотворение «Распятие». Как и в других частях произведения, здесь преобладает высокий стиль, который не портят даже прозаические подробности. Ахматова остается верной себе, и именно поэтому поэма оказывается наполненной множеством символических вещей и предметов. По своей смысловой нагрузке «Реквием» — это своего рода обвинение всем кровавым тиранам той сложной эпохи, всем тем, кто уничтожал людей. Но главным обвинителем здесь становится не поэтесса или лирическая героиня, в этой роли выступает время, которое неминуемо расставляет все по своим местам.




See also: