1. Ранее творчество Анны Ахматовой.

2. Своеобразие любовной лирики поэтессы.



3. Поэзия — любовь, жизнь.

В одиннадцать лет, по воспоминаниям самой поэтессы, Анна Ахматова записала свое первое стихотворение. Можно сказать, с этого момента начался творческий путь поэтессы в русской поэзии. Каждое ее стихотворение, особенно в ранний период творчества, написано с любовью и о любви. Здесь оказывается совершенно неважно к кому или чему направлено это чувство, будь то любимый человек, приятное воспоминание или город. Главное, то настроение, которое создается у читателя при прочтении этих стихов. С самого начала произведения Анны Ахматовой завораживают своей неповторимостью и уникальностью. В стихах автора, «где каждый шаг — секрет», где «пропасти налево и направо», прекрасно сочетаются и туманное зазеркалье, и точный психологизм. Поэтесса сумела в стихах воплотить свой уникальный талант видеть в обычной жизни прекрасное, поэзию, любовь.

Литературоведы давно заметили удивительную особенность любовной лирики Ахматовой — все любовные истории, протекающие в ее стихах, происходят как бы в молчании.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце — пополам...

Для стихов характерно малое количество слов, ничего не разъясняется, как будто, читатель должен знать, чувствовать все сам. Именно поэтому каждая короткая фраза несет в себе огромную смысловую нагрузку.

Хочешь знать, как все это было? —

Три в столовой пробило,

И прощаясь, держась за перила,

Она словно с трудом говорила:

«Это все... Ах, нет, я забыла,

Я люблю вас, я вас любила Еще тогда!»

«Да».

Читатель должен сам в этом случае додумать, что происходило с героями прежде, окунуться в воспоминания, обращаясь к своему прошлому. Именно поэтому ахматовские произведения по своему смыслу охватывают широкий спектр человеческих взаимоотношений. Читатель начинает воспринимать рассказанную историю, как свою личную драму. Во многих любовных стихах поэтессы звучит растерянность, боль и желание успокоиться, хотя бы глядя на солнечный лучик. Именно он, «такой невинный и простой» является смысловым центром произведения. Освещая с одинаковой интенсивностью и обычный рукомойник, и человеческую душу несет свое тепло, любовь людям. Через все творчество Ахматовой проходит мотив благодарения жизни. Б. Эйхенбаум замечал, что каждая книга стихов поэтессы представляет собой настоящий лирический роман — «мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей». Анна Ахматова добилась большого мастерства в создании романов-миниатюр.

Как велит простая учтивость,

Подошел ко мне, улыбнулся.

Полуласково, полулениво

Поцелуем руки коснулся.

И загадочных древних ликов

На меня посмотрели очи.

Десять лет замираний и криков.

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово

И сказала его напрасно.

Отошел ты. И стало снова

На душе и пусто и ясно.

В небольшом стихотворении сконцентрировались переживания, муки несчастной любви, длившейся десять лет. Многие подобные мини-романы Ахматова сознательно оставляла незавершенными. Именно поэтому они напоминали и вырванную страничку из романа, и какое-то полузабытое воспоминание. Своеобразной формой любви явилась поэзия для поэтессы. На первый взгляд может показаться, что Ахматовой свойственны слабость и надломленность, что именно этим она трогает огромную аудиторию читателей. Однако, погружаясь в стихи, можно заметить исключительную силу воли автора. Критик и поэт Н. В. Недоброво видел в произведениях Ахматовой «лирическую душу скорее жесткую, чем слишком мягкую, скорее жестокую, чем слезливую, и уж явно господствующую, а не угнетенную».

В любовной поэзии Анны Ахматовой удивительным образом сочетались женственность, хрупкая нежность с решительным и прямым словом. По характеру, чувствам поэтесса близка своим произведениям. Складывается впечатление, что она пишет одновременно и о себе, и о том, кто в данный момент читает произведение, что вся ее жизнь концентрируется в этих коротких, но емких по своему содержанию строчках.




See also: