1. Общественные проблемы и размышления над ними в творчестве А. С. Пушкина.

2. Обличение пороков своего поколения в творчестве М. Ю. Лермонтова.



3. Гражданская лирика Н. А. Некрасова.

Во все времена перед талантливыми людьми вставал вопрос: должен ли художник (в широком смысле слова) посвятить себя исключительно чистому искусству или же активно участвовать в общественной жизни? Нужно заметить, что отгородиться от реалий своей эпохи не так-то и просто, даже если художник этого хочет. Ведь каждый человек — дитя своего времени и порой бывает вынужден так или иначе реагировать на события, происходящие вокруг. В российской традиции принято рассматривать мастера слова, особенно поэта, как пророка и обличителя. Действительно многие великие русские поэты неоднократно обращались к серьезным проблемам, актуальным для современной им эпохе, а также размышляли о собственной роли в развитии общества. Существует расхожее мнение, что русская словесность началась с А. С. Пушкина. Конечно, это не совсем верно — до Пушкина были Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский. Но та традиция, которая впоследствии была воспринята другими русскими поэта, действительно во многом обязана именно творчеству Пушкина. Как же великий поэт реагировал на проблемы современного ему общества, как оценивал свое место и роль в решении этих проблем?

В первую очередь нужно определить круг основных общественных проблем, которые А. С. Пушкин так или иначе затрагивал в своей лирике. Это произвол неограниченного законом самодержавия и крепостное право, а также судьба декабристов, предпринявших неудачную попытку государственного переворота.

В стихотворении «Деревня» поэт рисует красоту природы, восхищается простой жизнью и в то же время он не может не замечать уродующего человеческие души и судьбы влияния крепостного права:

Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь Рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого Владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут...

Описывая те унижения, которые крепостные вынуждены терпеть от своих хозяев, поэт не остается равнодушным. Он страстно желает облегчить участь несчастных, сокрушается, что не в силах лишь одним своим талантом помочь этим людям, однако он хочет верить, что когда-нибудь крепостное право будет отменено. Осуществление этих надежд поэт возлагает на царя. Иными словами, стихотворение становится своего рода обращением поэта и гражданина к властям:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой

Витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством

Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Идеи ограничения царской власти законом нашли отражение в оде «Вольность», в которой поэт обращается к таким историческим примерам, как судьба французского короля Людовика XVI и русского императора Павла I. которые должны заставить задуматься нынешних правителей. Активная гражданская позиция Пушкина нашла отражение и во многих других его стихотворениях, например в стихотворении «К Чаадаеву» звучат мотивы любви к Отчизне и вольности, вера в торжество свободы и закона:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Подобные мотивы мы находим и в стихотворении «Во глубине сибирских руд...», в котором поэт глубоко сопереживает судьбе осужденных декабристов: Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.

Говорить о творчестве Пушкина и вольнолюбивых мотивах в его лирике можно бесконечно долго. Однако обратимся к творчеству другого, не менее прославленного русского поэта, М. Ю. Лермонтова. В его лирике также можно найти стихотворения, посвященные проблемам тирании и крепостного права («Жалоба турка», «Прощай, немытая Россия...», «Предсказание», «Париж 30 июля 1830 года»). Однако более пристальное внимание Лермонтов уделял проблеме общественного равнодушия, пренебрежения к таланту, исторической памяти, вопросам нравственного характера.

Стихотворение «Смерть Поэта», которое Лермонтов написал как отклик на гибель Пушкина, несомненно, явилось ярким выражением гражданской и человеческой позиции молодого поэта. В этом стихотворении уже звучит один из ведущих мотивов творчества Лермонтова — мотив одиночества поэта в мире, где большинство людей заняты мелкими расчетами сиюминутных выгод:

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Бесстрашным, дерзким вызовом и обвинением обществу, не только не ценящему талант, но и губящему его, звучат последние строки стихотворения:

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи!..

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!..

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Тему порочного, равнодушного общества Лермонтов раскрывает в стихотворении «Дума», которое начинается строкой, недвусмысленно дающей понять, какова позиция поэта: «Печально я гляжу на наше поколенье...». Бесцельность существования и порожденная им скука, равнодушие ко всему и всем

— вот основные «болезни», которые поэт обнаружил у современного ему общества.

А как Лермонтов расценивал роль поэта в обществе? Разумеется, трагичность судьбы талантливого человека с большой силой отображена в стихотворении «Смерть Поэта», но не следует забывать, что это произведение посвящено судьбе конкретной личности. Однако судьба лирического героя стихотворения «Пророк» ненамного счастливее. Бог призвал его учить людей добру В этом призвание и поэта, и пророка (нужно заметить, что нередко талантливая личность способна предвидеть грядущие события). Природа внимает пророку, а люди, в сердцах которых он видит «страницы злобы и порока», презрительно гонят его прочь, как безумца.

Тема поэта и гражданина является главной в творчестве Н. А. Некрасова, у которого есть стихотворение с характерным названием «Поэт и Гражданин». Это стихотворение своего рода декларация творческого кредо Некрасова, который считал недопустимым для поэта...в годину торя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать...

Нет, поэт, по мнению Некрасова, должен быть народным трибуном, бесстрашно обличающим пороки общества. Пусть даже стихи не всегда будут безупречны с художественной точки зрения, главное, чтобы они пробуждали в читателях стремление служить родине:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.




See also: