1. Способ изображения героя в романе.

2. Печорин и общество.



3. Обреченность «лишнего человека”.

Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...

М. Ю. Лермонтов «Героя нашего времени»

М. Ю. Лермонтова литературоведы считают первым социальным, реалистическим и лирико-психологическим романом в русской литературе. Все эти особенности романа выражены в том, что писатель не просто изложил биографию Григория Александровича Печорина, а показал его жизнь в духовном развитии, развитии характера, передал процесс внутренних размышлений героя. Несмотря на то что мы видим личность Печорина не в постепенном развитии, из-за того, что хронология роман нарушена, автор показывает нам своего героя в решающие моменты становления души, и это дает нам полное представление о формировании его личности. Все повести имеют один центр. Это главный герой, герой нашего времени — как называют его автор и рассказчик (странствующий офицер).

Печорин, по мнению рассказчика, заслуживает такого эпитета, и это вовсе не злая ирония. Он «убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Эта «история души человеческой... — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и... писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление», поэтому она необходима для того, чтобы понять поступки героя и даже найти им оправдание. Именно по этой причине офицер издает дневник Печорина.

Герой нашего времени — «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», — говорит автор. Он подчеркивает, что Печорин может быть реально Существующим лицом, он часто встречал людей такого типа, и в нем «больше правды, нежели бы вы того желали». Он считает, что людям нужны горькие истины, но он не жаждет исправить их пороки, а просто указывает на болезнь времени.

То что Печорин не один такой, доказывает образ доктора Вернера, в котором главный герой чувствует близкую душу. Но Вернер старше и он не зашел так далеко, как Печорин. Для него существуют законы общества, он просто ограничивается обидными стишками-эпиграммами, и прозвище Мефистофель указывает не на демоничность доктора, оно совсем не зловещее, а добродушно-насмешливое. Григорий Печорин смотрит на жизнь как на иллюзию реальности, поэтому для него ничего не значит дуэль, в то время как Вернер прямо обвиняет его, своего недавнего товарища, в убийстве Грушницкого, стремясь обелить себя самого. Все второстепенные герои нужны для большего раскрытия характера Печорина. В его отношениях с Максимом Максимычем мы видим излишнюю фамильярность, а в сцене встречи, свидетелем которой был офицер-рассказчик, так и вовсе открытое пренебрежение. Сам Максим Максимыч называет его «славным малым с большими странностями». Печорин никак не относит себя к тем окружающим его офицерам, которые не служат, а выслуживаются, он отделяет себя от них большой дистанцией и только усмехается, видя как Грушницкий пытается вести себя подобно ему. Грушницкий — это, по сути, авторская пародия на Печорина.

Все, что делает Григорий Александрович, — это изучение людей. Постоянное анализирование и эксперименты над окружающими — будь то влюбленные в него девушки или даже он сам, для героя, кроме этих опытов уже с давно известным ему результатом, нет ничего привлекательного в жизни, он подходит ко всему с холодным рассудком. Его эксперименты над собственной жизнью опасны, потому что они увлекают за собой окружающих, в то время как герой познает, что же такое добро и зло. Из-за Печорина рушатся судьбы многих людей, но не он тому причина. Сам он ощущает себя лишь «орудием казни», не испытывающим сожаления.

Лучше всего характер Печорина виден в его рассказе о самом себе, в его дневнике, который не был рассчитан на посторонних людей. Представитель высшего света, он далек от своего окружения, это не его общество, не его круг общения. Эти лживые люди скрываются за масками приличия. Незаурядный человек поражает Максима Макси-мыча тем, что у него всегда равнодушные глаза, даже когда он смеется. Рассудочность и постоянный анализ происходящего делают Печорина холодным ко всему.

Это герой-одиночка, который не хочет заводить ни любовных, ни дружеских связей, для него страшно даже слово «жениться». Пусть он говорит о том, что Вера — это единственная женщина в его жизни, которую он любил, но скорее всего заполучив ее, повторилась бы история с Бэлой...

Печорин обречен тратить свои силы впустую, потому что не находит себе предназначения, в погоне за страстями проходит его жизнь. Он рискует, жизнью, но не для помощи кому-то; а просто для того, чтобы создать ее видимость. Герой замкнул-ся в своем внутреннем мире. Это эгоист, «лишний человек» в своем обществе. Он так долго, с целью защититься от окружающих, притворялся равнодушным, что стал им. В. Г. Белинский узнает в Печорине «переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем». А ведь было в Печорине что-то такое, что притягивало к нему Веру...

Но все его действия несут разрушение, он не имеет в жизни цели и не ищет ее. Образованный умный человек растратил себя по пустякам, стал разочарованным циником. Он разочаровался и в себе, потому что не закрывал глаза на свои недостатки и был очень самокритичным. Вполне возможно, что не умри он, жизнь сломала бы его так же, как Вернера. В описании героя, увиденного глазами офицера, уже замечены следы огромной усталости от жизни: «...прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит баль-закова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала».

Автор создает именно такого героя потому, что видит в нем черты своей эпохи, ее болезнь — Лермонтов говорит, что это портрет не одного человека, а черта всего поколения, в нем собраны все противоречия эпохи.




See also: