1. Духовно богатый внутренний мир.

2. Замкнутость внешнего мирка.



3. Портретные характеристики героя.

4. Двойники Родиона Раскольникова.

...человеку, кроме счастья, также точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастье!

Ф. М. Достоевский

Романы Ф. М. Достоевского отличаются тем, что раскрывают читателю тайники внутреннего мира героев. Поэтому мы вместе с ними испытываем все трудности, с которыми они встречаются на своем пути. Каждый из действующих лиц романа «Преступление и наказание» переживает свою трагедию, каждый живет как бы на надрыве. Но в центре произведения все же находятся две души, два образа — Раскольников и Соня. Необычность этих героев и в том, что на протяжении своего жизненного пути они проходят всевозможные испытания, но все равно сохраняют кристально чистую и незапятнанную душу. И Ф. М. Достоевский как умелый психолог показывает своему читателю все оттенки их чувств и переживаний.

Для романов второй половины XIX века характерна чуткая реакция на изменения, которые происходили в тот период в обществе. Трагизм положения и внутреннее состояние людей, живших тогда, не остались в стороне от внимания писателя. Он показывал не столько социальные преобразования, а то как они воспринимались обыкновенными людьми. И главной ниточкой, связывающей разных по характеру и социальному положению людей, было именно ощущение обреченности, одиночества и страдания, поиска верного пути в жизни, которая неумолимо диктовала свои законы и нравственные устои.

Все оттенки чувств героев автор передает не через пафосные монологи, они были бы не характерны для униженных и слабых людей. Но внимательный читатель может найти в произведении легкие штрихи и уверенные мазки, которые и через много лет открывают нам богатый духовно, но униженный социально, внутренний мир человека второй половины XIX века. Через описание обстановки, портретные характеристики, сны, монологи и диалоги героев мы погружается в психологическую картину романа «Преступление и наказание». Герой живут в маленьких помещениях. Они словно замкнуты в небольшие пространства и никак не могут вырваться наружу. В своем «мирке» они скрываются от жесткости окружающих и не впускают ни свой дом, ни во внутренний мир посторонних. Каморка Раскольникова «приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Напротив, душа Сони открыта для других. Поэтому мы часто видим в ее доме и Раскольникова, и посторонних людей.

Так через пространство комнаты писатель отражает пространство души своего героя. Недаром в конце произведения на каторге Раскольников позволяет не столько окружающим, сколько самому себе заглянуть в свою душу и попробовать найти ответы на вновь поставленные вопросы. «Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на... бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его».

Особое место в романе занимает комната Сони, так как в ней отражена душа не только самой героини, но и Раскольникова. Как небольшая комнатка, так и хрупкая женщина смогла «пережить» все превратности судьбы и не отставить в беде близкого для них человека. Но даже в этот «мирок», тщательно скрываемый от посторонних, постоянно вторгаются чужие люди (посещения Порфирием Петровичем Раскольникова, гости в доме Сони). И главным героям приходится мириться с этим, пытаться принять и понять жестокий внешний мир, который настойчиво «желает» стать частью их душевного пространства. Такое двойное наслоение говорит о внутренней борьбе, которая постоянно идет в душе Сони и Раскольникова. На это накладывают отпечаток и грехи, совершенные ими в жизни. Но они вызывают не торжество или упоение своим совершенством, а новую битву, которая будет диктовать свои законы. При этом автор дает возможность читателю не только догадываться, но и следить за тем, как меняется поведение и настроение героя. Оно отражено в портретных характеристиках. Вот как Ф. М. Достоевский описывает Раскольникова в начале произведения: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Душевная же борьба проявляется во внешности героя, когда к нему приходит Лужин: «Сам Раскольников все время лежал молча, навзничь, и упорно, хотя и без всякой мысли, глядел на вошедшего. Лицо его, отвернувшееся теперь от любопытного цветка на обоях, было чрезвычайно бледно и выражало необыкновенное страдание, как будто он только что перенес мучительную операцию или выпустили его сейчас из-под пытки».

Внутренний мир героя раскрывается и через поведение героя. Раскольников— убийца, который на деле пытается проверить свою теорию. Но на протяжении всего романа и особенно в конце мы узнаем, что он очень чуткий и душевный человек. Он не раз помогал Соне, желая хоть как-то облегчить ее тяжелое положение, и бедному студенту, нудающемуся в деньгах. Поэтому в душе он совершенно не такой, каким предстает на страницах романа. Это показывают нам и сны Раскольникова, раскрывающие его переживания и стремления помочь близким. «Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку».

В романе писатель и более явно показывает психологическую основу личности главного героя. Ведь любое явление отчетливее видно в сравнении. Таким контрастирующим полотном служат двойники Раскольникова. Они имеют общие черты

с главным героем, но все равно Родион значительно отличается от богатым духовным внутренним миром, которого нет ни у Свидригайлова, ни у Лужина. Автор не раз сталкивает вместе различных героев, и в каждую такую встречу мы понимаем, что они догадываются о внутренних переживаниях Раскольникова. Такое стало возможно именно потому, что у них есть что-то общие. Это проявляется, нап - Ч ример, в диалоге Раскольникова и Порфирия Петровича:

- Стало быть, я на вас не питаю подозрений, коли иначе поступил! А вы здравый взгляд потеряли, да и не видите ничего, повторяю-с! Раскольников вздрогнул всем телом, так что Порфирий Петрович слишком ясно заметил это.

- Лжете вы все! — вскричал он, — я не знаю ваших целей, но вы все лжете... Давеча вы не в этом смысле говорили, и ошибиться нельзя мне... Вы лжете!

- Я лгу? — подхватил Порфирий, по-видимому, горячась, но сохраняя самый веселый и насмешливый вид и, кажется, нимало не тревожась тем, какое мнение имеет о нем господин Раскольников.

Действия Раскольникова не подчиняется логической схеме, он живет эмоциями, которые и диктуют ему манеру поведения. Это можно заметить на протяжении всего романа. В душе главного героя постоянно идет борьба. Наиболее явно она представлена после самоубийства, когда он заявляет о том, что убил не старушонку, а себя самого. Он понимает, что погубил свой богатый духовный мир несмотря на то что далек от подлости Свидригалова и честолюбия Лужина. Возможно, поэтому ему одному в романе встречается родственный по духу человек — Соня. Она словно чувствует внутренние потребности души главного героя и старается помочь ему найти выход. Она же становится и своеобразным проводником в новый мир. Писатель в своем романе смог увидеть картину души человека, смог найти слова и краски, чтобы описать эту тончайшую ткань. И несмотря на то что Раскольников совершил такой поступок, именно он наделен богатым внутренним миром, с помощью которого Ф. М. Достоевский выразил свои переживания и понимание мятущейся души 60-х годов XIX века и попытался найти выход не посредством насилия, а через отражения психологических граней личности своего главного героя.




See also: