1. Творчество Платонова.

2. Особенности народного характера.



3. Сила женского характера в рассказе «Песчаная учительница».

Творчество Платонова является одним из самых значительных явлений в литературе XX века. Первый этап творчества связана с пролеткультом. Основной темой творчества Платонова была идея переустройства при помощи техники. Большое значение имеют публикации о народно-хозяйственных проблемах, засуха, победы армии, религия, многие идеи связаны с идеями пролеткульта. Определяющей для Платонова является идея воскрешения.

Народ играл важную роль в творчестве Платонова. Для писателя простой человек — один из главных героев творчества. Люди способны преображать мир, побеждать, жить и тогда, когда жизнь кажется невозможной. Новелла «Фро» — поэма о бессознательной красоте чувства любви, ожидании материнства. Не случайно в центре всей группы героев муж — инженер, завороженный некими таинственными машинами; отец Фро, старый машинист; сама героиня Фрося — Фро оказывается женщина, мудрая естественностью чувств, верностью инстинктам любви, обязанности продолжения рода человеческого. Прославить человечество, поразить его сенсацией открытия — важно, но кто подумает о том, как его, это победоносное человечество, продлить!

Подлинным шедевром мировой прозы является повесть «Джан». Такую веру в человека, такую силу исторического оптимизма в художнике ХХ века трудно с чем-либо сопоставить. Человек среди песков... Среди особого пространства, где он стоит ровно столько, сколько «стоит» его мужество, его душа... Где нельзя быть иждивенцем, перекладывающим все трудности на других. В пустыне надо видеть мир очень зорко — не физическим зрением, а с помощью памяти, воображения. Пустыня безмолвна, не «говорлива», но сколько неизреченных слов услышит здесь чуткое сердце, какие глубокие «вздохи» донесутся отсюда до него! Восток лишь дремал тысячелетиями, вздыхая среди солнечного изобилия, но сколько великих идей рождалось среди этих вздохов, в кажущейся его лени... И в сущности, весь подвиг главного героя «Джан» коммуниста Чагатаева, выводящего народ «джан» — символический образ всех одиноких, брошенных, обездоленных — из плена бесплодной впадины в пустыне, был победой над этими «тормозами» покорности, разобщения, обессиливавшими людей.

Платонов писал: «Писать надо не талантом, а «человечностью» — прямым чувством жизни», — и сам писал всей жизнью, вовлекая в любую картину самые далекие духовные и физические впечатления, раздумья многих лет. Пример тому — чудесный рассказ «Июльская гроза».

Л. Н. Толстой однажды сказал о возможностях человека: «Я убежден, что в человека вложена бесконечная не только моральная, но и физическая сила, но вместе с тем на эту силу положен ужасный тормоз — любовь к себе, или, скорее всего, память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество».

Герои Платонова живут по этому принципу, это обыкновенные люди со своими достоинствами и недостатками, но всех их объединяет величие простых сердец.

Маленький человек в произведениях Платонова более значим, чем герой самодостаточный, яркий и самобытный. Именно «маленький человек» стоит ближе к пониманию жизни и больше, чем все остальные готов понять и полюбить что-либо кроме себя.

В произведении «Ямская слобода» героем является забитый человек — «бомж». В революционную эпоху Филат осознает, что он тоже личность. Через осознание самого себя как личности Филат приходит к пониманию революции. Произведения Платонова очень глубоки и исполнены смысла.

К особенностям народного характера Платонова можно отнести способность человека видеть и понимать окружающую действительность, чувствовать жизнь.

Рассказ «Песчаная учительница» — одно из ярких и емких произведений Платонова. В рассказе события разворачиваются в 20-е годы XX века в селе Хошутове, «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней», куда после окончания училища направили молодую учительницу Марию Никифоровну и где она «увидела тяжкий и почти ненужный труд, — потому что расчищенные места снова заваливало песком, — молчаливую бедность и смиренное отчаяние». От этой удручающей обстановки «крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать. Долгие вечера Мария Никифоровна думала, что ей делать в селе, обреченном на вымирание». Надежды на помощь родителей учеников у нее не было, потому что «крестьяне на школу смотрели равнодушно, она им была не нужна в их положении. Крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто поможет им одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела». Героиня рассказа нашла выход из положения: «В школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю». Рассказ «Песчаная учительница» является одним из лучших рассказов Платонова, созданных в двадцатые годы. Молодая учительница, лишь недавно сама закончившая обучение, встретилась лицом к лицу с природной стихией. Село, в которое она попала, было почти занесено песком. На улицах лежали целые сугробы песка, который доходил до подоконников домов. Каждый день крестьянам приходилось очищать усадьбы от песчаных заносов. Молодая учительница впервые столкнулась с тяжелой действительностью, но не пала духом. Мужественно она начала работу в школе. Учительница собрала подписи крестьян и принесла заявление в окружной отдел народного образования, она просила помочь крестьянам в борьбе с песчаной стихией. В рассказе писатель показал высокую нравственную силу девушки, которая не сдалась перед трудностями. Мария Никифоровна убедила крестьян посадить лесные защитные полосы вокруг орошаемых огородов. По ее рекомендациям были посажены сосны, сберегающие влагу и хранящие посевы от песчаных ветров. Крестьяне прониклись верой в молодую женщину.

Образ сильной и смелой женщины раскрывается перед читателем в этом рассказе. Мария Никифоровна помогла народу преодолеть разбушевавшуюся стихию.

В этом рассказе свелись воедино две основные темы творчества Платонова. Он показал силу народного характера — и свою веру в возможность преобразования природы человеческими руками.




See also: