1. Особое место любовной лирики в литературе.

2. Неразделенная любовь юного поэта.



3. Любовная тема в творчестве Лермонтова.

4. Обзорный анализ любовных стихотворений.

Любовная тема в лирике любого поэта занимает особенное место. Это связано с тем, что слишком многое оказывается биографичным. У поэта со счастливой судьбой и стихотворения будут светлыми. И наоборот, несчастья в любви рождают прекрасные, трогательные, но невероятно стихотворные строки.

По любовной лирике можно прочитать и жизненную любовную историю поэта, тем более что мало стихотворений такого рода оказывается без подписи, эпиграфа или другого намека на реальный прототип лирической героини. Конечно, для каждого поэта тема любви оказывается сугубо индивидуальной и неповторимой, но общие мотивы — радость, ревность, печаль от неразделенных чувств — все-таки остаются универсальными понятиями.

С именем М. Ю. Лермонтова связывают новую страницу в истории русской литературы. Часто рассматривают творчество поэта как исполненное трагизмом и драматизмом. Это рассмотрение не случайно. Много трагичного было в жизни поэта, гражданина, человека, однако много трагичного окружало его в повседневности. Это делало общение со светским обществом тяжким и безысходным. Много стихотворений было написано писателем в 30-х годах XIX века, а это тяжелое для России время — время реакции, недоверия к властям и народу, ссылок. Позднее, характеризуя этот период и общее настроение народа, В. Г. Белинский напишет: «Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото».

Это высказывание стало верной характеристикой творчества поэта, балансирующего на грани между романтизмом мечтаний и идей и печальной, удручающей действительностью. Это противоречие, плотно вошедшее в лирику Лермонтова, приобрело невероятное напряжение. В произведениях неслыханное до этого сочетание — беспощадное отрицание всего грязного, грубого, вещного и могучий полет чистой поэтической мечты. Романтизм Лермонтова основан на вере в существование иного мира, иной жизни, где человек может любить и обрести счастье.

Любовь для Лермонтова — особое, ни с чем не сравнимое чувство, потому для нее отведено особенное место в творческих исканиях. И. С. Тургенев скажет о нем впоследствии: «По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости».

Формирование личности поэта произошло очень рано — в пятнадцать лет его характер был окончательно сформирован и представлял из себя целостную и динамичную картину. Уже в этом возрасте на свет появляются первые стихотворения о любви, отличающиеся глубоким философским и психологическим содержанием. В дневнике юный поэт пишет: «Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то». Идеалы поэта прекрасны, но недостижимы: он мечтает не просто об изменении уровня жизни, а о наступлении «вечного блаженства». Ему необходимы изменения низменной человеческой сущности, разрешения противоречий, на каждом шагу встречающихся в этом далеком от идеала мире. Вечное существование — вершина поэтических помыслов Лермонтова. Однако даже оно не принесет поэту счастья.

Любовная лирика поэта не случайно проникнута нотками трагизма. Она омрачена единственной и неразделенной любовью к другу юности — В. А. Лопухиной. Поэт видит невозможность счастливых отношений и сознательно удаляется от этой любви от мира, окружая себя романтическим ореолом мученичества:

Душа моя должна прожить в земной неволе

Не долго. Может быть, я не увижу боле

Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.

Отчужденность от мирских страстей подчеркивается поэтом в тексте стихотворения следующей строкой: «Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом».

Для поэта не существует понятия скоротечной, приземленной любви — это чувство единственно вечно и прекрасно. Иногда он отходит в сторону от своих верований, но эти строки — минутная слабость поэта:

У ног других не забывал

Я взор твоих очей.

Любя других, я лишь страдал

Любовью прежних дней.

Любовь простая, человеческая, кажется поэту только обузой, помехой. В произведении «Я не унижусь пред тобою» он говорит о том, что под напором вдохновения отступают и теряют для него страсти, способные скинуть его душу в бездну отчаяния и злобы. Любовь для него имеет роковой, судьбоносный характер:

Меня спасало вдохновенье

От мелочных сует,

Но от своей души спасенья

И в самом счастье нет.

Еще одно стихотворение «Сонет» также способно прояснить для читателя понимание любви в лирике Лермонтова. В этом произведении поэт противопоставляет свои идеальные воззрения и мечтания унылой безысходности действительности:

Я памятью живу с увядшими мечтами,

Виденья прежних лет толпятся предо мной,

И образ твой меж них, как месяц в час ночной,

Между бродящими блистает облаками.

В этом главное отличие лирики поэта от аналогичных произведений А. С. Пушкина. Для него любовь

— божественный светлый дар. Это чувство свято и радостно. В его стихотворениях нет привнесенного извне трагизма, ведь любовь только сладостный, чарующий, прекрасный миг в жизни каждого человека. Поэтому во многом любовная лирика Пушкина оказывается более реалистичной, несмотря на проступающие иногда пессимистические нотки.

У Лермонтова любовь — высокое, неземное, непостижимое чувство. При этом оно всегда неразделенное или утраченное. Стихотворение «Валерик», часть которого стала самостоятельным произведением — романсом — передает читателю этот трагизм:

Безумно ждать любви заочной?

В наш век все чувства лишь на срок;

Но я вас помню...

Для поэта характерным и традиционным становится мотив неверной любви, разлуки по вине любимой, но оказавшейся недостойной высоких и светлых чувств женщины. Разлад между действительностью и мечтой, характерный для романтического направления в лирике, оказывается убийственным для божественного чувства, разрушает его без остатка.

Лирика Лермонтова многое дает для понимания мировоззрения, мировосприятия поэта. В стихотворениях видна глубина и чистота, с которой он воспринимает жизнь, душевные переживания и богатство внутреннего мира поэта. Он ищет гармонию, вечную свободу и настоящие, подлинные чувства, но найти это ему не позволяет несовершенство мира и общества:

...Страдания человека —

В противоречивости чувств:

Никто не получал, чего хотел.

А что любил?..




See also: