1. Коктебельский дом поэта.

2. Раннее творчество Волошина.



3. Поздний период творчества.

Его стихи — безупречно точные видения.

И. Г. Эренбург

М. А. Волошин (187711932) родился в Киеве, среди его предков были запорожские казаки и обрусевшие немцы. Он рано лишился отца, а в 1893 году его мать купила землю в Коктебеле, куда Макс уехал после своей московской юности. Это место позже стало для поэта источником вдохновения, его обителью. Путешествуя по Европе, Волошин узнавал сокровища культуры мира. Но сердцем, культурным центром для писателей становится его дом в Коктебеле, как назвал это место Г. А. Шенгели, «Киммерийские Афины». Киммерия — это легендарная страна в Северном Причерноморье, населенная воинственными кочевниками. Так называл Волошин часть Крыма от Карадага и Коктебеля до Керчи. По признанию поэта, коктебельский пейзаж был для него самым красивым зрелищем, которое он когда-либо видел. Он постоянно воплощал его в своем искусстве акварелью и стихами. Здесь у Волошина появилась традиция путешествовать по горам. Недалеко от дома возвышалась скала, удивительно напоминающая профиль самого поэта. Волошин обладал очень колоритной внешностью, для М. И. Цветаевой это был Пан, сошедший с картины М. И. Врубеля: «Пишу и вижу: голова Зевеса на могучих плечах, а на дремучих, невероятного завива кудрях, узенький полынный веночек... белый парусиновый балахон».

В этом гостеприимном доме могло быть до трехсот человек одновременно.

Дверь отперта. Переступи порог.

Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.

В прохладных кельях, беленных известкой, Вздыхает ветр, живет глухой раскат Волны, взмывающей на берег плоский,

Полынный дух и жесткий треск цикад.

Русский поэт, художник, литературный критик, искусствовед, он принимал у себя многих знаменитых писателей, художников, артистов, ученых, кто-то приезжал к нему в гости, ради общения с другими, кто-то - в укрытие. Этот невообразимый человек умудрялся во время войны прятать красных от белых и белых от красных.

В те дни мой дом—слепой и запустелый —

Хранил права убежища, как храм,

И растворялся только беглецам,

Скрывавшимся от петли и расстрела.

Он считал Советскую власть чуждой, но не эмигрировал, оставшись «в годы лжи, паденья и разрух в уединеньи выплавить свой дух и выстрадать великое познанье».

Из-под пера Волошина вышел один из первых российских манифестов модернистской эстетики, дальнейшие его статьи утверждали принципы модернизма, он выполнял свою просветительскую миссию через искусство.

Волошин считал, что в каждом человеке «скрыт ангел, на которого наросла дьявольская маска, и надо помочь ее преодолеть, вспомнить самого себя».

Первое стихотворение «Над могилой В. К. Виноградова» (директора феодосийской гимназии) было напечатано в 1895 году. Увлекшись французской литературой, Волошин стремился познакомить с ней русского читателя. В 1910 году вышел первый поэтический сборник «Стихотворения. 1900И910», где были стихи, написанные под влиянием французских поэтов-современников. В. Я. Брюсов называл Волошина настоящим мастером, учителями его стали Т. Готье, Ж. М. Эредиа, Э. Вер-харн. От них в его стихах была чеканность, яркость образов, изобразительность, точность эпитетов - то, что называется чистой лирикой. Его стихи критики называли слишком античными.

Венеция - сказка. Старинные зданья

Горят перламутром в отливах тумана.

На всем бесконечная грусть увяданья

Осенних тонов Тициана.

Новый сборник стихов, «Anno mundi ardentis, 1915» («В год пылающего мира 1915») представлял события Первой мировой войны в образах из Библии, античности. Предчувствие конца света, Всемирный потоп, восход Звезды-полыни, мистичность - вот образы, наполнившие этот сборник. Томимый снами, я дремал,

Не чуя близкой непогоды;

Но грянул гром, и ветр упал,

И свет померк, и вздулись воды.

И кто-то для моих шагов

Провел невидимые тропы

По стогнам буйных городов

Объятой пламенем Европы.

Уже в петлях скрипела дверь

И в стены бил прибой с разбега,

И я, как запоздалый зверь,

Вошел последним внутрь ковчега.

Любовь к России удержала его на родине. «Стих остается для меня единственной возможностью выражения мыслей», — говорил Волошин. Его волнует судьба страны, он - противник ее разбазаривания, призывает сохранить все культурные ценности России.

В 1918 году вышел сборник «Иверни». Его Волошин построил по мифу о четырех стихиях Земли, которые определяют жизнь человека - земле, воде, огне и воздухе. В его представлении человек - Странник, «вначале странник отдается впечатлениям внешнего мира, переходит потом к более глубокому и горькому чувству матери-земли... проходит сквозь испытание стихией воды... познает огонь внутреннего мира и пожары мира внешнего.!.». В 1919 году напечатан поэтический сборник «Демоны глухонемые», где было мистическое предзнаменование революции, ее сравнение с бесовской одержимостью, Французская революция преподносилась как прообраз катастрофы, были размышления автора о путях России, мысль об особой роли в истории русского народа.

Не тем же ль духом одержима

Ты, Русь глухонемая! Бес,

Украв твой разум и свободу,

Тебя кидает в огонь и воду,

О камни бьет и гонит в лес.

В сборник 1925 года «Неопалимая Купина» вошли стихи о войне, революции, но он не был опубликован, потому что взгляды Волошина расходились с государственной идеологией. Он создает образ поруганной «России распятой». Скоро, в 1923 года, Волошина начали травить, и в печать не попало ни одной строчки с 1928 по 1961 год. «Творчество Волошина — плотное, весомое, почти что творчество самой материи, с силами, не нисходящими свыше, а подаваемыми той — мало насквозь прогретой, — сожженной, сухой, как кремень, землей, по которой он так много ходил и под которой ныне лежит» - этими словами М. И. Цветаевой мне хочется подвести итог рассказа об этом удивительном, талантливом, многоплановом человеке.




See also: