1. Одинокие природные образы.

2. Лучезарные и радостные пейзажи.



3. Целебная сила природы.

В природе ничто не пропадает, кроме самой природы.

А. Крыжановский

Картины природы, возникающие под пером М. Ю. Лермонтова, обладают особым свойством, которое можно назвать душой. Весь этот органический и неорганический мир становится очень близкими не только самому поэту, но и нам. Кажется, что природа пытается начать разговаривать с читателем на своем языке. При этом краски, используемые Лермонтовым для передачи всех оттенков этого своеобразного обращения, становятся также очень близкими и родными. Природа доверчиво повествует нам о своих идеалах, мечтах и стремления. В ней отсутствует хитрость и лукавство, поэтому мы всецело доверяем ей и получаем возможность поделиться с новым знакомым своими наболевшими проблемами. В немой природной тишине мы находим того друга, которого не смогли найти среди людей. В этом наша история чем-то очень похожа на творческую судьбу Лермонтова, который нередко оставался одиноким в большом светском обществе.

В своем творчестве М. Ю. Лермонтов использует не только яркие определения для характеристики окружения, например, в строчке «Как часто пестрою толпою окружен...». Он находит понятные для нас фигуры и в природе. Ведь нам может быть и не известен тот круг общения, в котором когда-то вращался поэт. Но через отдельные образы такие, как сосна, утес, мы можем нарисовать в своем воображении вполне конкретную картину, способную приблизить нас и породнить с поэтической душой.

Обратимся к одному стихотворению «На севере диком стоит одиноко...». Источником этого произведения является текст немецкого поэта Г. Гейне. Но нам оно интересно потому, что автор и в переводе обращается к тем чувствам, которые его волнуют в данный момент несмотря на то что при таком переложении он далеко уходит от самого оригинала. Обращает внимание на такое различие в текстах двух поэтов критик И. Л. Андроников: «Стихотворение Лермонтова написано не о разлуке влюбленных, как у Гейне, а о трагедии одиночества, непреодолимой разобщенности людей». И мы сразу понимаем, что снова всплывают знакомые нам уже нотки одиночества, которые показаны теперь через природные образы.

Первые же строчки говорят о том, что сосну окружает холод. Это и север с его суровым климатом и дикостью. Это и голая вершина. Такое окружение навевает на нее сон. Но в этом царстве холода у дерева все же находится один друг — снег. Он своей сыпучей массой укрывает одинокую сосну, а убаюкивает ее шум ветра, который раскачивает ветки в такт настроению.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

Заметим, что поэт сравнивает одеяние дерева с ризой. По толковому словарю С. И. Ожегова, это одежда священника при богослужении. Так, в произведении автора возникает новый смысл. Одинокая сосна олицетворяет не только одинокого человека, но и священника, который может принести облегчение какой-то душе. Он сможет словом или молитвой помочь в горе или разделить радость. Вероятно, поэтому сосна так одинока. Ведь только в полной тишине можно услышать того, кто нуждается в помощи. Это безмолвие не нарушает жеманный и светский шум, в котором человек просто теряется. Оно не становится частью общества, наоборот, находится в одиночестве. Однако именно в окружении природы и среди ее великолепия можно почувствовать себя частичкой целого и не беспокоиться о посторонних проблемах.

В таком душевном и прекрасном убранстве сосна забывает о своем одиночестве, она погружается в сон. И именно в этом состояния получает шанс найти родственную ей душу — такую же одинокую пальму. В силу природных обстоятельств они не могут быть вместе. Но благодаря сну — пограничному состоянию, разделяющему два мира: реальный и нереальный — можно найти того, кто тебе дорог. Вероятно, поэт показывает нам, что и в таком разобщенном мире остается надежда: найти такого же по мироощущению человека.

Это подчеркивается в перекличке образов, которые используется при описании деревьев: север дикий и пустыня далекая, голая вершина и горючий утес. Но в это же время есть и определенное контрастное описание. Сосна в таком холодном царстве засыпает. Пальма же наоборот прекрасна, и свою красоту она дарит восходящему солнцу.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

М. Ю. Лермонтов мастерски владеет кистью пейзажиста. Он умеет в одном слове-штрихе запечатлеть мимолетное. И такое мгновение проходит через года, предлагая каждому из нас снова и снова обратиться к этой природной красоте. Таким лучезарным и радостным пейзажем в творчестве поэта становится стихотворение «Утес». Кажется, что художник использовал все свои краски, чтобы попытаться подобрать подходящие оттенки для описания природного великолепия.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя...

Легкость, воздушность, которой обладает прекрасная тучка, передается и тем предметам, к которым она прикасается, например, утес-великан. Мы ничего о нем не знаем. Но то, что он смог приютить маленькую тучку говорит о его большой и доброй душе. Он становится в нашем представлении сказочным добрым великаном, который свою силу использует не во вред, а для защиты.

Одной из черт наследия М. Ю. Лермонтова является описание такой природы, которая в его поэтическом творчестве наделяется душой. Данное качество автор передает утесу-великану. А чтобы нам было более понятно подобное сопоставление, он подчеркивает в нем определенные свойства, показывая тем самым, что в нем любой человек может найти себе родственную душу. Так, у утеса появляются морщины. Они даны ему для того, чтобы сохранить то тепло, которое всего лишь на ночное время подарила ему родственная душа — тучка.

Но остался влажный след в морщине Старого утеса.

Тучка находит себе приют за время дальнего путешествия, но по небу все равно несется одна к новому неизвестному ей другу. А утес не может свободно передвигаться, поэтому ему приходится только сожалеть о том времени, когда он был не один. Но даже такой большой и сильный утес, который укрыл маленькую тучку, не может скрыть слез, предвещающих ему новое одиночество.

... Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Несмотря на то что при описании природы все равно проскальзывают нотки одиночества, поэт стремится в единственный родной ему мир красоты и гармонии. Именно он своим спокойствием и великолепием не столько покорял поэта, сколько лечил его израненную душу. Так в одном союзе совмещались две души, родственные по своим переживаниям и представлениям о жестоком мире, который их окружает.

М. Ю. Лермонтов не всегда использует природные образы в качестве главных героев. Нередко они становятся своеобразным фоном новой картины. Таким образом наслаивается два сюжета, способных с разных сторон показать человеческие чувства и отношения. Таким является стихотворение «Парус».

В этом произведении одиноким является парус, несмотря на то что его окружает большое море не только земное, но и воздушное. Но в этот раз нам рассказывается о том, что могло бы явится причиной такого состояния. Парус не нашел себе места в прошлом, не видит он его и в будущем.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Раздумья и порочный круг одиночества разрушают различные звуки: свист ветра, скрип мачты. Они словно пытаются угадать, к чему стремится белый парус. Но ответа найти не могут, так как главным для странника не является счастье. Он очень далек от него и к нему стремится. Возможно, он понимает, что его нет на свете.

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы, — он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Но природа, этот могучий организм, убеждает его в обратном. Всей своей энергией она стремится вдохнуть в него новую жизнь, чтобы белый одинокий парус радовался легкому и попутному ветру. Для этого его окутывает лазурная струя, доброе золотистое солнышко. Однако наряду с таким великолепием с ним все равно остается тревога. Поэтому он просит новой бури, которая в данный момент более соответствует его душевному состоянию, чем успокаивающая и ослепляющая красота прекрасного моря.

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Снова и снова М. Ю. Лермонтов обращается к природным образам и в каждом из них запечатлевает не только мимолетные природные проявления, но и оставляет частички своей души, которые в таком обличии становятся нам очень близкими и родными. Он не использует пафосных слов и ярких высказываний. Но мы все равно понимает, что только буря может показать степень его душевной тревоги. Ведь сомнения и тревоги, выраженные поэтом посредством пейзажа, мы непременно сопоставляем с человеческими чувствами.




See also: