1. Наташа Ростова — нравственный идеал Толстого.

2. Детство Наташи.



3. Испытании, выпавшие на долю главной героини.

4. Ростова — мать большого семейства.

Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» создал целую галерею женских образов. Среди них особый читательский интерес вызывает Наташа Ростова.

В ее образе автор воплотил свой собственный идеал женщины. Образ героини показан в развитии. На протяжении всего повествования Наташа взрослеет, из легкомысленной девочки превращается в почтенную мать семейства. Меняется ее облик, в характере появляются новые черты. В самом начале произведения мы видим Наташу-ребенка. Это не слишком красивая, но грациозная и очаровательная девочка. Наташа импульсивна, немного взбалмошна. Она окружена заботой и вниманием близких. Девочка не знает никаких проблем. Ее семья ни в чем не нуждается. Каждый день становится для Наташи праздником. Характер ее светлый и легкий, девочка любит всех вокруг, весь мир кажется ей прекрасным. Одним словом, Наташу вполне можно назвать баловнем судьбы. Кажется, что вся жизнь Ростовой будет столь же яркой и беззаботной. Но по мере прочтения романа мы узнаем, что на долю Наташи выпало множество горестей. И они влияют на характер героини.

Наташа — чуткое и возвышенное существо. Она не знакома с лицемерием и фальшью. Романтичная натура девочки позволяет тонко чувствовать красоту мира вокруг. Очень важным является эпизод в Отрадном, когда Андрей случайно услышал разговор Наташи и Сони. Девушка говорит об удивительно прекрасной ночи.

«Да проснись же, Соня, — говорит Наташа. — Ведь такой прелестной ночи никогда, никогда не бывало». Наташа чувствует неповторимость каждого мгновения, хочет донести это до своей подруги. Далеко не каждый человек способен так восторгаться красотой лунной ночи. Наташа, с одной стороны, вызывает восхищение читателя, а с другой, невольно задумываешься о том, что девушка не знает забот и проблем. Человек, поглощенный заботами и делами, не сможет так восхищаться миром вокруг. На самом деле в начале романа жизнь Наташи легка и безмятежна. Кажется, что девушка, с детства окруженная любовью и заботой, неизбежно должна стать эгоисткой, думающей только о своей персоне. Но с Наташей этого не происходит. Судьба посылает ей весьма тяжелые испытания. Во время войны Наташе приходится ухаживать за умирающим Андреем. Можно представить, как тяжело это юной девушке, тем более что она была влюблена в Болконского. Но Наташа выдерживает это испытание. Она делает все возможное, чтобы хоть немного скрасить последние минуты жизни Андрея.

Мы видим, как изменилась Наташа. Теперь это уже не та беззаботная и кокетливая девчушка, каждый день для которой был новым праздником. Гибель близкого человека изменила Наташу. Она повзрослела, стала строже, серьезней. В этот период Наташа сблизилась с сестрой Андрея, Марьей Болконской. Невозможно не проникнуться к Наташе уважением, невозможно не признать, что девушка оказалась на удивление сильной личностью. После смерти Андрея для Наташи наступил очень тяжелый период. Она постоянно вспоминает о нем, жизнь ее стала мрачной и тяжелой. Но вскоре случается новая трагедия, не менее страшная. Погибает Петя, брат Наташи. Мать едва не сошла с ума, и Наташа все время проводит вместе с ней. «Она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала в кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, — говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню». Графиня после гибели сына из цветущей жизнерадостной женщины превратилась в старуху. Наташа трогательно заботится о матери. Девушка находит в себе силы, чтобы во всем помогать ей. Любовь к матери заставляет Наташу внутренне собраться. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Читатель не может не понимать духовной силы Наташи. И теперь уже странно, что в начале романа она могла показаться нам капризной и избалованной. Оказывается, Наташа не жалеет себя, отдает все свои силы, с готовностью идет на жертвы ради тех, кого любит. Удивительно видеть такое поведение юной девушки, вся жизнь которой совсем недавно была полна исключительно развлечений. С другой стороны, Наташа всегда была окружена любовью. Она не знала зла со стороны других. И теперь, когда пришла пора, она платит добром за добро. Ей и в голову не приходит, что может быть иначе.

В финале романа мы видим Наташу — мать большого семейства. И снова мы удивляемся. Ведь Наташа уже ничем не напоминает очаровательную и игривую девочку, с которой мы познакомились в начале произведения. Теперь для Наташи нет ничего важнее своих детей и мужа Пьера. У нее нет других интересов, ей чужды развлечения и праздность. Наташа утратила красоту, грацию и изящество. Она ходит в простой и неопрятной одежде. И ее это совершенно не тяготит. «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать. И чем больше она вникала, не умом, а всей душой, всем существом своим, в занимавший ее предмет, тем более предмет этот разрастался под ее вниманием, и тем слабее и ничтожнее казались ей ее силы, так что она их все сосредоточивала на одно и то же, и се-таки не успевала сделать всего того, что ей казалось нужно».

Наташа абсолютно счастлива, хотя ее жизнь могла бы показаться неинтересной и однообразной. Но здесь нужно осознать, что в образе Наташи писатель хотел показать именно те женские качества, которые ему самому казались идеальными. Толстой считал, что удел женщины — дети и семья, что у нее не должно быть иных интересов и мыслей. Если стоять на этой позиции, то не приходится удивляться, почему из веселой, жизнерадостной, романтичной девушки Наташа превратилась в заботливую, любящую мать и жену. Но главное, что героиня Толстого стала счастливой, и ее собственная жизнь устраивала полностью. Образ Наташи интересен для нас именно потому, что на ее примере мы можем понять судьбу и характер женщины того времени.

Значение романа Толстого «Война и мир» очень велико. Это произведение ставит перед нами важнейшие вопросы о жизни о смерти, о добродетели и чуткости, о любви к ближнему. Благодаря роману мы задумываемся о нравственных общечеловеческих ценностях, которые будут актуальны всегда, пока живет человечество.




See also: