1. Петербург в произведениях русских писателей.

2. Изображение Петербурга и его влияние на героев.



3. Художественные приемы изображения города.

4. Мое мнение об образе Петербурга.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит.

А. С. Пушкин

Отвращение ее (Европы) от нас, как от чего-то противного, отчасти даже некоторый суеверный страх ее перед нами...

Ф. М. Достоевский Для раскрытия данной темы, не случайны эти два эпиграфа. Никто не будет спорить с тем, что Петербург занимает особое место и в истории нашей страны, и в русской культуре в целом.

Это и северная столица, и культурная столица России, и форпост, связавший Россию с Европой, символ, позволяющий говорить о России как стране европейской. Значение Петербурга в русской литературе вообще сложно описать. Для многих прозаиков и поэтов Петербург — чаша вдохновения, дающая прилив творческих сил и успокоение от жизненных невзгод. Многие пишут о нем как о чем-то родном, живом, имеющем свою душу и свой характер, своенравный, гордый и неподдаю-щийся рациональному объяснению.

«Город дворцов и палат», «город трущоб», «город белых ночей», «город дождей» — множество эпитетов и сравнений было найдено для описания его духа и сути.

Это действительно очень сложный и противоречивый город. Он либо сразу забирает человека в плен, либо отвращает навсегда. Такие крайние ощущения людей, впервые попадающих туда, в какой-то степени отражают крайности, в действительности присущие Петербургу.

Наряду с красотой, величием и глубиной сырость, холодность, излишняя прямолинейность и равнодушие. Одновременно в Петербурге есть что-то отталкивающее и притягательное одновременно. В разных произведениях русских писателей он предстает в разных ипостасях. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. Белый, А. А. Блок, А. А. хматова, О. Э. Мандельштам и другие — по-разному воспринимают и ощущают этот город: от любви и полного растворения в нем до резкого неприятия. Особенно последовательны в неприятии Петербурга Толстой и Достоевский.

Но если у Толстого негативные эмоции преобладают на уровне ощущений героев (например, в глубине петербургских салонов «душно» Андрею Болконскому, негативно город влияет и на Пьера Безу-хова, самого философствующего героя романа, он начинает пить, кутить, ведет праздный образ жизни, женится на пустой и корыстной красавице Элен), то у Достоевского они более натуралистичны. Огромное символическое значение играют цвета и запахи, с которыми этот город ассоциируется. Эти приемы действительно дают возможность Достоевскому представить этот город мрачным, нездоровая атмосфера которого также отрицательно влияет на всех, кто там живет, а особенно, «униженных и оскорбленных». Великий гуманист Достоевский считал, что каждый человек, независимо от социального положения и толщины кошелька имеет право на сострадание и сочувствие. Вот именно этого бедные люди Петербурга были лишены. Равнодушие, черствость и жестокость. По Достоевскому получается, что не люди, населяющие город, делают его таким, а именно сам город влияет на людей, делая их такими.

«Редко, где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», — эту оценку города писатель вкладывает в уста не самого положительного своего героя, но одного из самых проницательных знатоков человеческих душ — Свидригайлова. И эти слова в полной мере Достоевский мог бы произнести сам. Он развивает эту мысль, описывая закономерную связь между поступками своего героя Родиона Раскольникова и петербургским влиянием: «...на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу. Не имеющему возможности нанять дачу, — все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Тесные, душные каморки, узкие, без простора улочки, в которых ютится беднота наряду с просторными и величественными бульварами, убогие комнаты, где приходится не жить, а существовать — все это место, где развертываются человеческие драмы и трагедии. Усугубляется эта картина чувством духовного одиночества человека, казалось бы, среди множества людей. Огромный равнодушный город «раздавит» любого, кто не подчиняется правилам игры, установленным им. Люди не доверяют друг другу, подозревают в самых неблаговидных целях и намерениях, а при виде чужого несчастья ими владеют не сочувствие и стремление помочь, а злорадство и любопытство. Вспомним картину, когда чересчур подвыпивший Мармеладов рассказывает историю своей жизни в кабаке под хохот и насмешки окружающих, или сцену, когда сошедшая с ума Екатерина Ивановна выходит на паперть со своими малолетними детьми. Еще один момент, когда пытаются оболгать Сонечку Мармеладову, обвинив ее в краже денег. Страшные и жуткие ощущения охватывают читателя. Именно город, по мнению автора, толкает человека на преступления, на безумства, на самые неправдоподобные и чудовищные интеллектуальные измышления.

Один из ярких художественных приемов, которые использует Достоевский, серый и желтый цвета, которые окружают героев. Это символ нищеты, убожества, болезни, слабого духа. У убитой Раскольниковым старухи-процентщицы желтые обои и мебель, Сонечка «пошла по желтому билету», а у ее отца — «желтое от пьянства лицо», такое же лицо у пьяницы-самоубийцы, желтая каморка Раскольникова, такого же цвета мебель в служебном кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем у Лужина, а дома, которые попадаются на пути читателя, того же серо-желтого цвета. На всем печать ненормальности, болезненности, безысходности.

Как противовес всеобщей желтизне, как символ призрачной надежды в романе появляется и зеленый. Это цвет фамильного платка Екатерины Ивановны, который после появляется и на Соне. Искупительная жертва — страдания, через которые должны пройти герои, чтобы обрести надежду на будущее возрождение.

Другая сторона изображения Петербурга. Приводимые во втором эпиграфе слова об отвращении Европы по отношению к России имеют прямое отношение к Петербургу. Петербург задумывался Петром I как европейский город, как мост между Европой и остальной Россией, по которому в страну будут идти новые веяния, новые технологии. Но, скопировав внешний облик и архитектурную четкость, город остался искусственным, внутренне чуждым народному духу и традициям. Такое восприятие города свойственно многим произведениям Ф. М. Достоевского, большого гуманиста и гениального знатока человеческих душ, дошедшего до самых темных их глубин. Петербург у писателя предстает не просто как фон, где разворачиваются события в романе. Город у Достоевского — отдельный персонаж со своим характером, своими присущими признаками и своей судьбой. Именно он негативно влияет на героев, требует новых жертв среди тех, кто не вписывается в его рамки. Такое изображение Петербурга свойственно произведениям Достоевского.

Мне бы хотелось не согласиться с автором в одном. Действительно, история создания Петербурга всегда будет сопровождать впечатления и мнения о городе. И то, что он, по преданиям, построен на человеческих костях, и тайна происхождения и непредсказуемого характера Невы, на которой он стоит, и то, что город часто выглядит мрачным, чему способствует дождливая и туманная погода — все это действительно откладывает отпечаток на его восприятие. Но все-таки именно этот город воспитал для страны и мира столько талантов, гениев и неординарных людей, именно он дает людям вдохновение и заряжает особой энергетикой. Мне кажется несправедливым обвинять во всем негативном Петербург. Ведь атмосферу в городе создают населяющие его люди, а люди и тогда, и сейчас бывают совершенно разные, независимо от того, Петербург это, Москва или любой другой российский город.

Тем не менее Петербург Достоевского занял свою особую прочную нишу в русской литературе.




See also: