1. Тихон Кабанов и Борис, племянник Дикого.

2. Иван Кудряш.



3. Катерина и Варвара.

В драме А. Н. Островского «Гроза» действие разворачивается на фоне напряженных взаимоотношений между представителями старшего и младшего поколений. Тиранический гнет Кабанихи и Дикого на близких не ослабевает при виде внешних проявлений покорности. Как же ведут себя представители молодого поколения, оказавшиеся в сходных условиях? Тихон Иваныч Кабанов — богатый купец. Он получил хорошее наследство от покойного отца, женился. Казалось бы, этот человек вполне может самостоятельно распоряжаться в своем доме. Но не тут-то было! Наделе всем заправляет его мать, а Тихон с обреченным видом выслушивает ее приказания: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».

Все сколько-нибудь значимые поступки Тихон совершает по указанию матери: она отдает ему распоряжения относительно предстоящей сыну поездки, по ее желанию Тихон женился.

Сам Тихон ощущает себя глубоко несчастным человеком, не способным ничем угодить матери, чтобы она перестала, хоть ненадолго, бранить и поучать его. Вот женился он, чтобы исполнить волю матери, а мать теперь упрекает сына: «С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». Однако Тихон и не помышляет о том, чтобы выразить свое негодование по поводу материнской тирании: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Традиции купеческого быта и собственная бесхарактерность указывают Тихону другой путь: чтобы отвлечься от постылых проблем, он то и дело прикладывается к выпивке. Предстоящая поездка является для Тихона долгожданным и желанным событием: «...Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» В этой фразе наглядно проявляется инфантильный эгоизм Тихона — его не заботят переживания Катерины. Он не умеет и не старается защитить жену от нападок своей матери, наоборот, упрекает ее, что это из-за нее ему достается еще больше. Однако по ходу пьесы становится ясно, что Тихон, несмотря на все свои недостатки, искренне любит свою жену. Он охотно готов простить ей ее грех. Когда Катерина признается в своем проступке, Тихон пытается ее остановить: «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!» Не столько гнев, сколько сострадание вызывает у Тихона грех жены. Однако Тихон по-прежнему не в силах противостоять давлению матери. Он бы и рад простить Катерину, все забыть и начать новую жизнь, но разве мать позволит ему забыть? «...Я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее...». Но главная беда заключается в том, что наиболее сильная любовь к жене проявляется у Тихона не в повседневной жизни, когда Катерина нуждалась в защите и опоре, а в роковые мгновения, когда уже ничего нельзя изменить. И даже в отчаянии Тихон не в состоянии пойти наперекор воле матери, запретившей ему идти вытаскивать жену из реки. Лишь увидев мертвую Катерину, Тихон в исступлении твердит: «Маменька, вы ее погубили!»

Мы видим, что бесхарактерность Тихона оборачивается трагедией и для него самого, и для его жены, и, собственно говоря, для матери. Что пользы в его послушании, если все идет прахом, и все больше Тихон привыкает заливать горе вином?

Борис Григорьевич, возлюбленный Катерины, находится в положении, которое ничуть не завиднее положения ее мужа. Как и Тихон, Борис прекрасно сознает это: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе». Как и Тихону, Борису не хватает решимости, чтобы попытаться изменить свою жизнь, хотя последнему это все-таки проще. Понятно, что Тихону трудно спорить с родной матерью, которая его воспитала и которая, несмотря на свое властолюбие, искренне полагает, что печется о благе своих детей. Борис живет у дяди, надеясь когда-нибудь получить долю наследства, завещанного бабушкой, однако и при поверхностном рассмотрении становится ясно, что шансы на это очень невелики. Слишком зыбко условие, при соблюдении которого наследство может перейти в руки Бориса и его сестры — если они будут почтительны к дяде. Но Дикой — это отнюдь не человек чести. Он вообще с трудом очдает людям заработанное или причитающееся за какой-либо товар. «...Нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?» — метко замечает Кулигин, резонно полагающий, что Борис никогда не получит своего наследства. Казалось бы, уйти да забыть, чем терпеть дядины выходки, вполне соответствующие его фамилии!

С одной стороны, Бориса удерживает вроде бы благородное чувство — забота о сестре. Но с другой стороны, если дело безнадежно, стоит ли оставаться практически в рабстве?

Полюбив Катерину, Борис тоже не способен что-то решать или предпринимать сам. Их свидание целиком устроено — можно даже сказать подстроено — Варварой. Отношение Бориса к Катерине сходно с отношением к ней Тихона: когда муж возвращается раньше, чем предполагалось, Борис в первую очередь разочарован тем, что ночные свидания отменяются. О переживаниях Катерины он не задумывается. Но, как и Тихон, Борис ее искренне любит: лишь в минуты прощания он понимает, насколько серьезно восприняла женщина эту любовь, насколько тяжелой стала для нее расплата за грех.

Еще один молодой человек в пьесе Островского — Иван Кудряш, конторщик Дикого. На первый взгляд он тоже зависит от купца-самодура, раз служит у него. Но Кудряш легко относится к ругани своего работодателя: «...Он — слово, а я — десять... Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Решительность Кудряша проявляется и в любовных делах: «Я за свою... да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!»

По слухам, Кудряш и Варвара убежали вместе, порвали с постылой обстановкой. Оба они оказались более приспособленными к жизни, более предприимчивыми людьми, чем другие представители их поколения в пьесе Островского.

Варвара, несмотря на молодость, здраво оценивает людей и их взаимоотношения. Она жалеет Катерину, напрямик говорит о том, что Тихона любить не за что. Догадывается Варвара и о любви Катерины к Борису. Но при всем своем участии к Катерине Варвара не понимает ее переживаний, как и все окружающие. Сестра Тихона — человек действия, рефлексия ей чужда.

В соответствии со своими понятиями Варвара готова помогать Катерине — если будет возможность, устроить ей свидание с любимым человеком, что девушка и делает. Варвара понимает, что существовать в лицемерной обстановке родного дома, не прибегая ко лжи, крайне сложно. Ложь девушка спокойно воспринимает как необходимость, неотъемлемую часть жизни. Конечно, это не слишком украшает Варвару, но следует понимать, что такой она стала под влиянием обстановки.

Что же касается Катерины, ее трагедия в том, что она абсолютно не умеет и не желает приспосабливаться, не может выбрать одну линию поведения и следовать ей. Катерина не сумела безропотно сносить попреки свекрови — ее любовь к Борису, по сути, протест против существования в атмосфере тирании и лицемерия. Однако Катерина не сумела сохранить в тайне свое увлечение (хотя бы от свекрови), не захотела притворяться дома, а когда возможно, по-прежнему бегать на свидания с любимым. По мнению самой Катерины, ее любовь к Борису — страшный грех, за который она должна быть наказана. Но, зная это заранее, Катерина не нашла в себе сил противостоять искушению, отдавшись своей любви, она не смогла спокойно принять это как данность.

Таким образом, мы видим, что Катерина не в состоянии найти себя в образе жизни, для нее доступном: ни степенная и верная жена, кандидатура в будущие Кабанихи, ни пылкая любовница, днем спокойно внимающая поучениям свекрови — ни один из этих путей не удовлетворяет мятущуюся душу Катерины. Поэтому закономерен исход драмы Островского — если человек не в силах примириться с действительностью, он нередко ищет избавления в смерти.




See also: