1. Народ в произведениях Некрасова.

2. Образ русской женшины.



3. Женщина — мать.

4. Женщина — муза.

Центральным образом в подавляющем большинстве произведений Н. А. Некрасова является русский народ. Он изображен живо, ярко, с большой любовью и состраданием. Не только радостные моменты, но и печальный, тяжелый деревенский быт, нищета городских кварталов и бедность маленьких деревенек отразились в стихотворениях и поэмах, навсегда запечатлевших яркий и неоднозначный облик простого русского человека. Ведущее место в творчестве поэта занимают сильные и трогательные женские образы, портреты «величавой славянки», которые он пишет с особой любовью и состраданием. Такие сильные женщины встречаются в «Тройке», «В полном разгаре страды деревенской...», «Кому на Руси жить хорошо», «Морозе, Красном носе».

Стихотворения «Тройка» и «В полном разгаре страда деревенская...» неумолимо перекликаются между собой. Первое произведение представляет размышление поэта о безысходности тяжкой крестьянской доли, он только предсказывает дальнейшую судьбу крестьянки:

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

Однако в следующем стихотворении берется уже реальный, подсмотренный автором случай. Текст описывает тяжкую женскую долюшку во время полевой страды:

Слышится крик у соседней полосоньки,

Баба туда — растрепалися косыньки —

Надо ребенка качать.

Несчастная женщина, на плечах которой все, начиная от полевых работ и закачивая домашним хозяйством, оказывается под двойным гнетом — помещичьим и семейным. Не случайно встречаются следующие строки: «Будет бить тебя муж привередник и свекровь в три погибели гнуть» и «Не мудрено, что ты вянешь во времени». Некрасов глубоко восхищен женской кротостью и стойкостью. Поэма «Мороз, Красный нос» раскрывает читателю этот совершенно особенный образ женщины. Перед читателем — судьба простой крестьянской девушки Дарьи, взвалившей на свои хрупкие плечи и мужскую, и женскую работу. Она погибает в лесу, замерзая заживо, и самое страшное и трагичное в этой сцене то, что женщина радуется смерти, легкой и тихой, и такая смерть для нее — лучшая награда за тяжелую и трудную жизнь. Обобщил мотив тяжелой женской доли поэт в произведении «Кому на Руси жить хорошо?». В главе «Крестьянка» героиня Матрена Тимофеевна сравнивает женскую судьбу с тремя шелковыми петлями — красной, белой и черной. И добавляет в конце: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!»

Не перестает удивляться поэт огромной силе воли и любви к такой неказистой жизни у женщины. Не только работу свою делает она тщательно, но и повеселиться умеет, умеет очаровать, заворожить мужское сердце и любит искренне и сильно. Она «и голод, и холод выносит», не терпит лени, строга к пьяницам и оборванцам, но при этом не лишена милосердия и сострадания. Необходимо вспомнить о том, что Дарья старательно выхаживает своего мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Са-велию-богатырю гибель своего первого ребенка. Способна она к уважению — ценит в нем силу духа и неукротимый, мятежный характер. Несмотря на нанесенную им страшную обиду, она гордится родством с ним и ставит его в пример мужичкам, ищущим счастье на Руси.

Основная же благодетель русской женщины — умение и желание быть настоящей, любящей и чуткой матерью. Забота о детях заставляет Дарью отгородиться от собственного горя и начать содержать семью в одиночку. Героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...» выбивается из сил ради своей кровиночки и не замечает глубокой раны, полученной при жатве. Героине нельзя расслабляться, давать волю чувствам, хандрить или болеть, ведь на ней самая важная ответственность — маленький, беззащитный младенец.

Затронута тема материнства и в стихотворении «Соловьи». В нем мать учит своих детей понимать и любить окружающий мир, находить в нем красоту и радоваться его проявлениям. Она мечтает о существовании места, где не было бы ни барщины, ни рекрутчины — о такой земле, где дитя было бы счастливо и всем довольно: «...все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки». «Многострадальная мать» Матрена Тимофеева воспитывает своих детей личным примером. Сын Федотка, несмотря на малые года, уже способен к сочувствию и жалеет голодную волчицу. Понимая своего сына и принимая его таким, каков он есть, Матрена встает на защиту ребенка, на себя принимая унизительное наказание. Тревога за больного мужа и судьбу подрастающих детей толкает ее к еще более унизительному походу к губернаторше. Ей приходится преодолеть гордость, чтобы вступить в разговор со спесивым швейцаром, но она все-таки достигает желаемого. Знаменитые строки автор посвящает именно ей:

В рабстве спасенное

Сердце свободное —

Золото, золото —

Сердце народное!

Но более всего трагична судьба Арины, матери сына, которого забрали в солдаты. Волнение о родной кровиночке и невозможность помочь ему, тяжкое бессилие, которое нельзя преодолеть, ложатся на плечи несчастной женщины. Однако это не сломило уставшую и хрупкую героиню — не потеряла она ни человеческого осмысленного взгляда на вещи, ни сострадания к другим людям, даже оказавшимся более счастливыми в своей судьбе. Так и ждет она его, единственного и любимого сына, надеясь, что он вернется живым, оставшись при этом тем человеком, которого та воспитала не предателем или трусом, а смелым и добродетельным воином. Но главным для любой матери все-таки остается одно-единственное желание — чтобы он вернулся любящим сыном.

Необходимо отметить также менее заметную. Но от того не менее важную роль, которую Некрасов отводит женщине. Она является и музой для поэта. Это действительно обычная женщина, стоически сносящая мучения и унижения, и кротостью своей и ласковым отношением к своим мучителям пробуждающая в поэте желание творить, писать прекрасные стихотворения, в которых она будет прославлена («Вчерашний день, часу в шестом»). Характеры русских женщин, созданные блестящим пером Некрасова, остаются до сих пор художественным символом настоящей, русской женщины — сильной и благородной, несмотря на трудности судьбы. Единственное, о чем ратует автор — это о помощи женщине, в любой ситуации остающейся хрупкой и женственной, об облегчении ее тяжкой доли и о призыве любить и ценить ее.




See also: