1. Детство и юность Онегина.

2. Жизнь в деревне.



3. Путешествие и возвращение в Петербург.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» образ главного героя дан в развитии. Сначала автор вскользь упоминает о детстве персонажа — вскользь, потому что воспитание Евгения было достаточно типичным для детей дворян, живущих в столице. Писатель весьма подробно перечисляет, в каких сферах его герой имеет определенные познания. Мы можем сделать вывод, что Онегин получил относительно широкое, хотя и довольно поверхностное образование. Впрочем, он превосходно умел то, что необходимо в светском обществе:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно...

В романе нет указаний на то, что в юности Онегин поступал куда-либо на службу. Если об отце Евгения Пушкин пишет «служив отлично-благородно, долгами жил его отец», то о сыне нет и намека на какую-либо деятельность. Напротив, все, что пишет автор о петербургской жизни своего героя, убеждает в том, что Онегин не занят ничем серьезным — иначе откуда у него масса свободного времени, что ему «поспеть немудрено» на три празднества в день? Впрочем, в романе есть одно место, которое как будто указывает на то, что герой Пушкина одно время служил по военной части: «Но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец». Но даже если Онегин и числился где-то, то, вероятно, при штабе, в серьезных боевых действиях он едва ли принимал участие — по крайней мере автор об этом ничего не говорит.

Зато Пушкин описывает обеды в лучшем петербургском ресторане, посещение театра, неоднократно указывает на то, что его герой тщательно следит за модой — но где же во всем этом личность самого героя? Пожалуй, главной характеристикой Онегина на этом этапе его жизни являются успехи в «науке страсти нежной», то есть в искусстве любовного обольщения.

Итак, казалось бы, молод, хорош собой, успешен в любовных делах, свободен — это ли не счастье? Но был ли счастлив мой Евгений,

Свободный, в цвете лучших лет,

Среди блистательных побед,

Среди вседневных наслаждений?

Скуку, которая охватывает героя романа, ничто не в силах победить. Онегин скучает в свете, любовные проказы больше не веселят его. Чтобы отвлечься, он попытался взяться за литературную деятельность, но «труд упорный» ему оказался «тошен», и недаром Евгений не был приучен к труду с детства. Пушкин пишет об Онегине, как о своем приятеле, и упоминает о том, что Евгений готов был вместе с ним отправиться в путешествие. Также автор сравнивает своего героя с Чайльд-Гарольдом, персонажем поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». В самом деле прослеживается определенное сходство между этими персонажами. Пушкин продолжает развивать тему, затронутую английским поэтом. Чайльд-Гарольд, как и Онегин, провел юность в праздности, в вихре развлечений, но вскоре утратйл к ним интерес и отправился в путешествие. Однако Онегину отправиться в странствие предстоит позже: он внезапно получает наследство и уезжает в деревню.

Период деревенской жизни Онегина — это время наиярчайшего раскрытия его личности, причем как положительных, так и отрицательных качеств. Так, Онегин не скрывает высокомерного пренебрежения к соседям, малообразованным, ограниченным сельским помещикам. Заслышав «их домашни дроги», он садился на коня и уезжал из дома, отчего и прослыл среди соседей «неучем». Однако в дружбе с Ленским проявились и весьма достойные качества Онегина:

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству...

Благородно повел себя Онегин и с Татьяной, которая искренне его полюбила и смело призналась в своих чувствах. Онегин не предпринял попыток воспользоваться доверчивостью и неопытностью девушки, а честно ответил, что не считает себя человеком, способным сделать ее счастливой. Кроме того, он остерег девушку на будущее от слишком непосредственного проявления чувств: «Не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет».

Но в то же время раскрывается и душевная холодность, опустошенность Онегина. Его не расшевелила чистая, горячая любовь девушки, которую он между прочим отличил из двух сестер: «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт», — говорит он Ленскому. Итак, Онегин способен оценить духовное богатство и силу чувств других людей.

Хоть он людей, конечно, знал,

И вообще их презирал, —

Но (правил нет без исключений)

Иных он очень отличал

И вчуже чувство уважал.

Однако это принадлежит к сфере ума: Онегин, несомненно, умен и образован, но чем живет его душа? Он растратил свои чувства на пустяки, и теперь, когда ему встретился человек, достойный настоящей, глубокой любви, Онегин замкнулся в своей скуке.

Во время жизни в деревне обнаруживается и духовная несвобода Онегина. Он как будто презирает людей и их мнение и слепо воспроизводит старинный ритуал дуэли, хотя между ним и Ленским нет настоящей вражды, напротив, недавно они были друзьями, и все недоразумения, возникшие между ними, легко разрешить без кровопролития: Но дико светская вражда Боится ложного стыда.

«Ложного» — не это ли ключ к характеру Онегина, к его скуке? Этот человек вполне способен отличить истинные ценности от ложных: он недоволен собой, когда принимает вызов Ленского, так как понимает, что должен был проявить себя «не пылким мальчиком, бойцом, но мужем с честью и умом». Онегин знает, что есть честь подлинная, а что формальная — ложна. Однако выбор он делает в пользу ложного, мучительно ощущая свою неправоту. Но, сделав выбор, зачастую назад повернуть невозможно: Ленский убит, и этого ничем не исправишь.

Путешествие Онегина, о котором Пушкин упоминает вскользь — это попытка убежать от угрызений совести, от воспоминаний, от привычного образа жизни, от себя самого. Но эта попытка оказывается тщетной: путешествия надоедают Онегину, так как не устраняют его душевной пустоты, так как они всего лишь «странствия без цели». Так Пушкин обнажает перед читателями главную причину скуки Онегина — отсутствие цели:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Внезапная любовь к Татьяне, с которой Онегин встретился в Петербурге, кажется, могла бы стать толчком к духовному перерождению героя пушкинского романа. Но Татьяна замужем, она сделала выбор и относится к нему со всей ответственностью. Онегин когда-то тоже сделал выбор, отказавшись от того, что ему предлагала судьба. Татьяна потеряна для него — будущее Онегина остается неопределенным, так как роман обрывается. Возможно, автор, оставляя финал открытым, дает понять читателю, что Онегин еще может найти себя, но может так и прожить всю жизнь бесцельно




See also: