Произведение имеет подзаголовок: «Рассказ на могиле (Свя­той памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)». Здесь опи­сан крепостной театр графа Каменского в Орле, однако автор говорит, что не может уточнить, при ком из графов Камен­ских — при фельдмаршале М. Ф. Каменском или его сыновьях — происходили данные события. Смысл произведения тупейный художник Рассказ состоит из девятнадцати глав. В данном произведении звучит тема гибели народных талантов на Руси, а также тема обличения крепостнического строя, и решаются они автором с большим художественным мастерством. В этой повести расска­зывается о зверски растоптанной любви, о жизни, погубленной деспотом, который в силу определенных обстоятельств имеет не­ограниченную власть над людьми. В русской литературе имеется небольшое количество книг, запечатлевших период крепостного права с такой художественной силой. История крепостных напоминает сюжет повести Герцена «Сорока-воровка». Жанр «Тупейного художника» очень своеобразный. Это рас­сказ, написанный в сатирико-элегических тонах. На элегический тон настраивает уже подзаголовок: «Рассказ на могиле». Эпиграф еще более усиливает это впечатление: «Души их во благих во­дворятся… Развитие сюжета предваряется рассуждениями по­вествователя о самом понятии «художник». С такого полемического захода начинается первая главка рассказа. Далее повество­ватель приводит несколько примеров, которые иллюстрируют, как именно понимают это слово другие люди. Русский «тупей­ный художник» Аркадий, всматриваясь в живое, неповторимое лицо, находит в нем всякий раз «новое воображение». Даже при­давая благородство и важность лицу графа-крепостника, жестко­го по своей натуре, Аркадий не лжет своим искусством, а как бы высвобождает при этом то доброе начало, которое обязательно таится в любом человеке, даже в самом ничтожном и никудыш­нем. По мнению Лескова, высшая одаренность заключается имен­но в чистоте нравственного чувства, человечности. Повествовательная манера этого произведения многоступенча­та, так как здесь сложно переплетаются разные времена. Собы­тия, которые составляют сюжетную основу рассказа, воспроиз­водятся семидесятилетней женщиной, а происходили они в ее далекой молодости. В свою очередь, повествователь, уже будучи зрелым человеком, делится с читателями своими детскими вос­поминаниями. Бывшая крепостная актриса была его няней. Так в повести появляется живое единство времен. Взаимопонимание и сочувствие между няней и маленьким мальчиком, которое рож­дается в этом общении, укрепляет связь людей, не давая тем самым распасться цепи поколений. Здесь, в героях, органично присутствует прошлое, показывая свою огромную значимость для настоящего. Слова из погребальной песни, приведенные в эпиграфе, озна­чают у писателя ненапрасность добра, совершаемого человеком. Ведь все, что происходит в жизни, не пропадает бесследно. Ар­кадий, защищая свою любовь, отстаивал добрые, светлые, ис­тинно человеческие жизненные начала. Все, что случилось с ним и его любимой девушкой, не напрасно, так как их история оказа­ла такое сильное нравственное влияние хотя бы на одного чело­века — повествователя. События чужой судьбы, возникшие в па­мяти, открывают простые, но мудрые истины уже взрослому мужчине, принимая участие в его духовном развитии, а чувство сострадания, к которому его призывала няня, вошло в душу ре­бенка и на всю жизнь вооружило человека страстным стремлени­ем к деятельному добру и красоте. Таким образом, трагическая судьба крепостного художника-гримера Аркадия и актрисы Любови Онисимовны подтверждает основную мысль автора: «Простых людей ведь надо беречь, про­стые люди все ведь страдатели». В этой повести Лесков проявляется как социальный сатирик, поднимаясь тем самым до уровня лучших произведений «гоголев­ского» литературного направления.




See also: