1. В чем суть пьесы Островского?

2. Знакомство с героиней.



3. Нравственный облик купцов.

4. Трагедия героини.

Суть драматического произведения А. Н. Островского «Бесприданница» состоит в том, чтобы показать противоречия окружающей действительности через судьбы героев. Писатель, проникая в быт описываемых сословий, изображает своих героев в действии, выявляя их характерные черты. Главная тема произведения Островского — драма личности в обществе. Раскрытию этой темы посвящены все линии пьесы. Говоря о женщине в буржуазном обществе, драматург открывает читателю истинное положение вещей.

В тихом городке на Волге живет девушка на выданье, Лариса Огудалова. Вокруг много завидных женихов, но Лариса — бесприданница. Поэтому, несмотря на ее душевные качества, она находится в невыгодном положении. Эти мужчины претендуют на Ларису всего лишь как на красивую вещь, говоря о ней как об очередном деле. Лирическая натура Ларисы сначала не понимает этого, она ищет любви. Если не взаимной, то хотя бы любви к себе. Поэтому, за неимением других кандидатов, она согласна стать женой Карандышева, который любит ее. Этим л, решением она зачеркивает год пустых страданий по другому человеку — Сергею Паратову, решив, что семейные обязанности помогут забыть о нем. Но Паратов вновь появляется в ее жизни. Он решил проститься с вольной холостой жизнью, может, он почти не помнит Огудаловой, но Лариса уверена, что приехал Сергей Сергеевич ради нее.

Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, знает, что ожидает ее дочь, и ее отношение к ней не отличается от отношения купцов — она тоже хочет выгодно сбыть Ларису с рук. С небогатым Карандышевым она разговаривает с пренебрежением, с Паратовым ведет себя немного фамильярно, с Кнуровым она во всем соглашается, понимает, что он готов взять дочь в содержанки и рада этому, получив гардероб для дочери и триста рублей.

У Ларисы есть чувство собственного достоинства, и она верит в то, что отсутствие приданного не поставит на нее клеймо. Конфликт драмы — в противоречии между ожиданиями девушки и суровой реальностью. Когда Лариса сталкивается с ней лицом к лицу, она мечется, пытаясь сохранить чувство собственного достоинства, гордость. «Все себя любят. Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до гибели...», — говорит она своему жениху Карандышеву. Лариса никак не может изменить свою судьбу — все наперед решают за нее другие.

Как ни прискорбно это осознавать, но Карандышев, пусть он и влюблен в Ларису, тоже относится к ней как к красивой бездушной вещи. Для Ларисы это ужасно. Ведь она считает любовь главным достоинством своего жениха. Он же радуется тому, что она станет его женой, воспринимает это событие как выгодную для себя сделку. Ему есть теперь, чем кичиться перед этими богачами! Есть, чем уязвить их! Но он ревнует и тоже уязвлен, ведь Лариса не скрывает даже, что любит Паратова! Потому что считает, что она дождалась свою любовь, пройдя через страдания.

Карандышев имеет одно отличие от других геро-ев-мужчин — он действует по велению своего сердца. Говорит Ларисе, что ради нее готов на унижение. Как же ведут себя другие? Что испытывает к Ларисе Паратов? Значит ли она для него больше, чем для других, или же он наслаждается своей властью над влюбленной девушкой, а также ловкостью в обмане жениха? Насколько честны по отношению к Ларисе те, кто ее окружает?

Судя по их поступкам, главным «нравственным» качеством в купеческой среде является деловая хватка. Обо всем они рассуждают с точки зрения выгодности, и чувствам не место там, где должен быть только расчет. Купцы держат с остальным населением дистанцию, и они достаточно недоверчивы даже друг к другу. Их нравственный облик мы узнаем в отношениях с Ларисой. Властный и расчетливый Кнуров подчеркнуто доброжелателен с ней, говорит, что обязан принять участие в ее судьбе. Фактически же это означает, что он воспользуется безвыходным положением девушки.

Паратов ради денег готов на все, а его взаимоотношения с Ларисой — как азартная игра, ведь он считает, что в жизни надо попробовать все. К сожалению, влюбленная девушка не видит его эгоистичность. Нравственный облик Сергея Сергеевича Паратова проявляется для Ларисы только тогда, когда он, соблазнив девушку, говорит ей о своей невозможности жениться на ней. Что же он выбрал? Более выгодную в материальном плане женитьбу на миллионах. Об этом событии узнают все в самом начале пьесы. Но, видя, как мечется Лариса, ей никто не говорит об этом, в том числе и друг детства Вася Вожеватов. Вожеватов — бездушный эгоист, которого не трогает судьба Ларисы. Он не может ей даже предложить помощь в критической ситуации, потому что связан честным купеческим словом. Он разыгрывает Ларису в орлянку с Кнуровым.

Кнуров — циничный делец, он может только ради красного словца сказать Огудаловой, что «ни на одну минуту не задумался предложить руку», но он женат, поэтому готов дать ей такое довольствие, что все критики нравственности будут вынуждены замолчать. То есть, не бывает безнравственных поступков — бывает мало денег.

Так человеческие отношения, нравственность, любовь, дружба оказываются перечеркнутыми ради отношений деловых, ради выгоды. Вот как сама Лариса подводит итог своей жизни: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса делает выбор — она готова стать красивой вещью для богача Кнурова.

Как обычно, истина звучит из уст того, чьи слова не воспринимают всерьез. Робинзон говорит Паратову: купцы — невежи. И это самая мягкая характеристика, какую можно дать. Карандышев первым раскрывает глаза невесте на ее окружение, он говорит ей жестокие, но правдивые слова о тех, кого она считает друзьями: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». Он считает, что обязан защитить Ларису и наказать ее оскорбителей. Но с ним тоже происходит трансформация — его любовь оскверняется ревностью и местью. Купцам же он завидует и тоже хочет чувствовать себя хозяином.

Ларисе после всего случившегося остается стать игрушкой для Кнурова или умереть. Поэтому она благодарит Карандышева за случайно исполненное ее желание: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!» Возможно, она сама и не решилась бы свести счеты с жизнью, а став содержанкой Мокия Парменыча, утратила бы самое себя. Она берет на себя вину в своей смерти, покрывая Карандышева, избавившего ее от дальнейших разочарований и страданий.

Неизбежность трагического финала подготовило то обстоятельство, что Ларису ничего не держит в жизни. Ее любовь никому не нужна, девушка одинока в этом мире. Она утратила гармонию в своей душе и ни от кого не видит сострадания. Драма Ларисы в том, что она рождена в мире, в котором важны только деньги и власть.




See also: