1. Душевное богатство и природная красота.

2. Губительный мир Мазепы.



3. Последствия выбора Марии.

Любовь — это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле.

А. С. Пушкин

Поэма А. С. Пушкина «Полтава» является не только красочной картиной полтавского боя, которая изображала храбрость русского воина. В этом произведении писатель ставит важные жизненные проблемы и на примере своих героев показывает различные варианты развития судеб.

Главной героиней поэмы является Мария. Именно она стоит перед нравственным выбором, который решает не только ее судьбу, но и оказывает огромное влияние на жизнь ее семьи. Ее поступок приводит к семейной трагедии. Но такой ли уж отрицательной является главная героиня? Поэт подбирает особые краски для описания девушки. Он старается раскрыть нам ее прекрасную душу, именно поэтому для ее описания используются природные краски.

Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной.

Как тополь киевских высот,

Она стройна. Ее движенья

То лебедя пустынных вод

Напоминают плавный ход,

То лани быстрые стремленья.

Как пена, грудь ее бела.

Вокруг высокого чела,

Как тучи, локоны чернеют.

Звездой блестят ее глаза;

Ее уста, как роза, рдеют.

Также девушка наделена разумом и скромностью. Она не кичится сокровищами своего отца. В этой семье царит богатство, материальное и душевное. В нем все находится в равновесии до тех пор, пока в ней не появляется влюбленный Мазепа. Родители против такого союза.

Он, должный быть отцом и другом

Невинной крестницы своей...

Мазепа, вторгаясь в эту семью, не только разрушает духовный мир, который царил до его появления, но и не задумывается о том, что он, крестный, не может быть мужем Марии.

Поэтому при описании этого персонажа Пушкин использует другие краски. Мазепа стар, на нем оставили свой след война и труд. Он многое повидал, имеет богатый жизненный опыт, но судьба дарит ему шанс: сердце открыто для нового «испытания» — любви. Однако если для Марии это единственное чувство, которое заполняет ее душу, то Мазепа непременно оставляет место для корысти. Так, герой становится своеобразным символом гибели не только своего государства, но и юной, очень ранимой души.

Сначала А. С. Пушкин хотел назвать свое произведение «Мазепа», сделав центральной фигурой предателя. Но потом он останавливается на названии «Полтава», тем самым показывая, что преступления Мазепы ограничиваются не только личными целями, но и событиями исторического значения. Так нравственно-философская проблематика выходит за рамки нескольких личностей. Она приобретает историческое значение. Ведь эгоистический выбор Мазепы мог отрицательно сказаться и на жизнях многих людей, и на судьбе самой России.

Так в одном произведении писатель переплетает сразу несколько жизней и показывает нам, что для него важна как судьба отдельной личности, так и всей России в целом. История Марии обрамляет главный полтавский сюжет. Поэтому Пушкин переходит от случая с одной личностью к обобщению и судьбе целой России, а потом снова возвращается к Марии. На этом фоне поступок девушки в ка-

кой-то степени обессмысливается, она жертвует ради предателя всем: своей семьей, а главное, собственной душой. Девушка тайком бежит из родительского дома. Она не покоряется своим родителям: идет поперек их воли. Тем самым внешне и внутренне благополучный мир этой семьи дает трещину. Кочубей настолько любит свою дочь, что не верит слухам. Но в скором времени он получает шанс лично убедиться в измене дочери. Это может быть и резкое обозначение поступка, но Мария пошла не только против отца. Она сама того не понимания разрушала и свою богатую духовную атмосферу. И мы видим, что соприкоснувшись с миром Мазепы, девушка меняется на глазах.

Зачем так тихо за столом

Она лишь гетману внимала,

Когда беседа ликовала

И чаша пенилась вином...

Но Мария не знала, что отдала себя в руки бесчестного человека, который мог манипулировать людьми, угадывать их внутренние порывы и желания. Он наделен необычайной силой, способной управлять не только хрупкой и прекрасной девушкой, но и всей Россией, которую он предает.

Как он умеет самовластно

Сердца привлечь и разгадать,

Умами править безопасно,

Чужие тайны разрешать!

Поэтому он смог убедить Петра в том, что на него написан ложный донос. Несмотря на внешнее спокойствие, он внутренне переживает недоверие Петра. В этот трудный период с ним снова оказывается Мария. Она хочет разделить с ним горе и помочь ему. Но он отталкивает ее своим равнодушием. И в этот момент девушка ставит ему в укор то, что ради него она пожертвовала семьей. Скромная и тихая Мария начинает прямо говорить о том, что сделала, чтобы быть рядом с таким человеком. Трагизм положения создается и благодаря тому, что девушка не знает о роли возлюбленного в судьбе ее отца.

Мазепа же пытается выведать у нее, кого она выбирает: его или отца. Мария не дает однозначного ответа, так как понимает, что в семью вернуться, все равно не сможет.

... Семью

Стараюсь я забыть мою.

Я стала ей в позор; быть может

(Какая страшная мечта!)

Моим отцом я проклята,

А за кого?

Она начинает потихоньку понимать, что сделала не тот выбор. Внутренние, духовные качества, которые были заложены в ней с детства смогли взять верх над пагубным влиянием Мазепы. И мы узнаем, что им двигала не только любовь к Марии, но и возможность заполучить деньги Кочубея. В его поступках изначально не было никакой нравственной основы. Он не смог и воспользоваться тем шансом, что преподнесла ему судьба — любовь прекрасной Марии. Даже в тот момент, когда девушка пропала, Мазепа продолжает вести переговоры со шведским королем.

Дальнейшие события показали, что предательство не может победить в такой войне. Мазепа вынужден бежать. Но по дороге он видит дом, «душу» которого погубил. Когда-то в нем царило довольство и красота, но теперь в нем жизни нет. Об этом прямо говорит автор. Он берет на себя роль обличителя, так как никто не мог намекнуть Мазепе о том, что своими стремлениями и действиями он губит не только людей, но и ранит души.

Иль этот запустелый двор,

И дом, и сад уединенный,

И в поле отпертая дверь

Какой-нибудь рассказ забвенный

Ему напомнили теперь?

Святой невинности губитель!

И вот в степи перед ним предстает та, чью жизнь он разрушил до основания, та, чью, любовь он смог растоптать, та, чьи мольбы он не хотел даже слушать.

Пред ним с развитыми власами,

Сверкай впалыми глазами,

Вся в рубище, худа, бледна,

Стоит, луной освещена...

«Иль это сон?.. Мария... ты ли?»

Ему кажется, что это сон, ведь от той прекрасной и скромной Марии ничего не осталось. Ее уничтожила не только печаль по своим родителям, но и то, что человек, которому она хотела отдать свою о судьбу оказался предателем. И он предал не только Петра, но и ее любовь.

Мария потеряла рассудок, она не смогла смириться со своей судьбой. Для нее в конце концов два образа возлюбленного и предателя разделились. .

..Я принимала за другого

Тебя, старик. Оставь меня.

Твой взор насмешлив и ужасен.

Ты безобразен. Он прекрасен:

В его глазах блестит любовь,

В его речах такая нега!

Его усы белее снега,

А на твоих засохла кровь!..

Она не может найти в нем того, которого когда-то любила, ради которого покинула свой дом и разрушала свой духовный мир. Но построить новый на лжи и вранье Мария просто не может. Поэт предпочитает отдать ее рассудок безумию, а не в руки того человека, который смог предать всех вокруг, чтобы добиться своей цели. Однако какие-то смутные сомнения остаются в душе Мазепы после такой встречи.

Но гетман уж не спит давно.

Тоска, тоска его снедает;

В груди дыханье стеснено.

И молча он коня седлает,

И скачет с беглым королем,

И страшно взор его сверкает,

С родным прощаясь рубежом.

Возможно, он наконец понял, что у него был шанс как-то изменить свою жизнь, но он им не воспользовался.

Так каждый из главных героев делает свой выбор. Только один был проникнут духовными и нравственными порывами, а другой эгоистическими целями. Писатель не показывает нам, что побеждает: добро или зло, да и в истории от них не осталось никакой памяти.

Нравственно-философская проблематика поэмы Пушкина основана на самом главном — мотиве выбора. Именно с таким препятствием приходится сталкиваться каждому из героев. И каждый из них делает свой выбор. Только кем-то движут прекрасные порывы и стремления стать нравственной опорой на жизненном пути. А для кого-то человек остается всего лишь ступенькой, которая даст возможность подняться выше. Но А. С. Пушкин показывает нам, что если в поступке нет нравственности, то он никогда никому не принесет пользы. Ведь в любой ситуации человек должен сохранять свой духовный потенциал, который вкладывается в них с детства.




See also: