1. Пушкин — новатор литературной системы.

2. Близость Пушкина к русским народным произведением.



3. «Казак” — стихотворение, основанное на русской народной песне.

4. Органичность произведений писателя.

Там русский дух!

Там Русью пахнет!

А. С. Пушкин

Для поэзии пушкинской эпохи было не характерно сочетание разных литературных стилей. Для каждого произведения существовал свой строго регламентированный стиль. Для од и элегий - высокий, с большим количеством старославянизмов и слов церковного происхождения, для повестей или поэм — средний стиль. Низкий стиль и разговорные слова — только для уличного театра. И уж чего точно быть не могло — так это введение в произведение словоизъяснения крестьян. Логично было бы предположить, что крестьяне редко понимали всю красоту и возвышенность од, в которых многое было иностранным — из французского, английского и немецкого языков. Дворянству и просвещенному люду не по чину было слушать крестьянское пение.

Однако А. С. Пушкин стал первым поэтом XIX века, который широко показал все богатство и красоту русской народной культуры. Песни и поговорки, предания и загадки — все наследие русского народа включалось поэтом в произведения. От этого стихотворения и повести не теряли своей возвышенности и утонченности, напротив, они многое приобретали от такого влияния.

Во многих своих произведениях поэт часто обращается к фольклорным традициям, активно использует их в «Руслане и Людмиле», «Капитанской дочке», «Евгении Онегине».

Писателя интересуют не только русские народные традиции и обычаи, но также и фольклорные традиции других народов — украинского, грузинского, черкесского. Тема фольклора, народных традиций и мотивов в творчестве Пушкина интересна и актуальна, так как авторское и народное начало в произведениях писателя органически сливаются в единое целое, при этом и авторское и фольклорное начало получают новое видение, звучание, осмысление.

Многие произведения Пушкина, в том числе те, которые основывались на народных сюжетах, мотивах, сами фольклоризировались и получали широкое распространение среди простого народа. Некоторые его произведения основываются на сказаниях и легендах русского народа. В текстах пушкинских сказок: о золотой рыбке, о попе и его работнике балде, о царе Салтане, — многое взято из русского народного творчества. Да это и неслучайно — няня поэта Арина Родионовна славилась как сказительница и мудрая, знающая женщина.

В других произведениях, таких как «Повести Белкина», «Капитанская дочка» фольклорные мотивы скрыты, напрямую их вычленить нельзя. Однако во многом они угадываются. В частности, эпиграфы к каждой из глав «Капитанской дочки» — русские народные пословицы, а каждая из «повестей Белкина» имеет в своей основе легенду или предание, которые рассказывают долгими зимними вечерами в крестьянских избах. Да и само описание быта крестьян — без грубости, без топорных выражений — становится ярким и зримым за счет постоянного использования художником их лексикона. Интересным в этом плане становится стихотворение «Казак», в котором многое взято Пушкиным из русского и украинского фольклора. Однако вскоре «Казак» вновь вернулся в лоно народной поэзии — его перестали считать авторским произведением. Не в этом ли мастерство Пушкина-фолькпориста? Ведь не каждому дается умение настолько точно изображать народные мотивы и традиции, что и сам народ впоследствии принимает произведение за устное народное творчество, созданное им самим же.

«Казак» — лицейское стихотворение Пушкина, к тому же одно из первых, которые со временем получили распространение в русской народной культуре, фольклоризовались.

Стихотворение написано в 1814 году во время обучения А. С. Пушкина в Царскосельском лицее. Однако следует отметить, что в апреле этого года в Петербурге было получено известие о взятии французскими войсками Парижа. Также к этому году относится окончание Отечественной войны 1812 года. Стихотворение получило распространение в кругу близких друзей Пушкина в виде списков и переписанных копий. Текст произведения в различных списках мог несколько варьироваться, однако варианты не затрагивали основной сюжет произведения.

В стихотворении рассказывается обычный для народных песен случай — молодой лихой казак, «Черна шапка на бекрене; весь жупан в пыли; Пистолеты при колене; Сабля до земли», едет мимо хутора. Его видит молодая селянка, задержавшаяся допоздна в своей светелке, к которой красавец обращается с просьбой:

Выдь, коханочка, из дому!

Коню дай воды!

На что девушка отказывается, под предлогом запрета матери. Но казак настойчив и красив, а сердце девичье так трепетно и непостоянно, так что: Что же девица? — случилось,

Что предвидит всяк.

Дева робко согласилась,

Счастлив стал Козак.

На коня поспешно сели,

Дружку друг любил...

Финал стихотворения предсказуем — через короткое время молодец просил девушку, повстречав другую, более красивую.

Казалось бы, простое, ничем не примечательное стихотворение поэта, но как хорошо оно иллюстрирует близость мастерства Пушкина к народному творчеству. Ведь не только сюжет, но и выражения, использованные автором в песне, взяты из устного народного творчества. Коханочка (по-украинс-ки — любимая, милая), девица, молодец, жупан — эти слова редко используются в современной речи, чаще слышим мы их из песен и сказок, поговорок и загадок. В дальнейшем фольклорные, народные начала будут еще изящнее сочетаться с современными поэту приемами стихосложениями

— тексты будут более органичными и лаконичными. И недаром через много лет Пушкин станет не просто одним из ведущих прэтов России XVIII века, а Солнцем русской поэзии, пробудившим интерес к культуре русского народа не только у соотечественников, но и у зарубежных писателей. Произведения Пушкина нельзя расчленить на составляющие: это — авторское, а это — народное. Органически сочетая собственное мастерство с богатейшим наследием предков, поэт создавал гениальные произведения, которые понимали все сословия — и просвещенное образованное дворянство, и разночинцы, и крестьяне. Для каждого находилось то, что могло проникнуть в сердце, дать пищу для ума или просто порадовать и утешить в трудную минуту.

После Пушкина многие писатели вводили в свои произведения элементы фольклора и народного творчества, но так оригинально использовать традиции народной культуры, как это делал А. С. Пушкин, удавалось и удается далеко не каждому.




See also: