1. Основные темы лирики Лермонтова.

2. Философские раздумья и личные переживания.



3. Образы, характерные для лирики поэта.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

М. Ю. Лермонтов

Тематика лирики М. Ю. Лермонтова достаточно широка. В ней мы найдем пейзажные зарисовки, стихотворения, посвященные родине, любовные стихотворения, философские раздумья о смысле человеческого бытия, судьбах поколения и родной страны, вере и безверии, стихотворения, соответствующие исторической тематике.

Однако, несмотря на столь широкий разброс тем, при ближайшем знакомстве с лирикой Лермонтова легко просматриваются ее ведущие мотивы. Одним из них является мотив резкого неприятия неприглядной действительности, характеризующейся жестокостью и несправедливостью людей по отношению друг к другу, черствостью и равнодушием, зачастую прикрытых фальшивой улыбкой:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!.. Неудовлетворенность современной действительностью заставляет поэта обращаться к историческим сюжетам. В прошлом России и других стран Лермонтов пытается найти героические образы, которых он не видит в повседневной жизни.

Для лирического героя Лермонтова характерно противопоставление себя обществу и связанные с этим чувства отчужденности и одиночества. В то же время в пейзажных зарисовках порой просматривается гармоничное соответствие между стихийными проявлениями природных сил и душевным состоянием лирического героя:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога!..

Но нередко на фоне невозмутимой гармонии природы лишь резче проступает мучительный разлад, царящий в душе лирического героя:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Пейзажная лирика в творческом наследии Лермонтова тесно переплетается с мотивами философского осмысления вечных проблем бытия. В ней, как и во всем творчестве поэта, ярко видны характерные противоречия. Природа выступает то как неисчерпаемый источник духовного обновления человека, то как зеркало, в котором отражаются страдания одинокой души («На севере диком...», «Утес»). Легко заметить, насколько противоречивы и неоднозначные переживания лирического героя Лермонтова: он «мятежный, просит бури», и он же ищет «свободы и покоя», хотел бы «забыться и заснуть»! Жажда деятельности, борьбы и разочарование в жизни, порывы любви и веры и в то же время холодное, демоническое созерцание порочного мира... Именно благодаря этим, казалось бы, неразрешимым противоречиям лирика Лермонтова обрела неповторимое своеобразие. Эти темы повторяются у всех авторов. Особенность каждого состоит в том, как он раскроет конкретную.

Так, тема родины, как и вся лирика Лермонтова, сопровождается двойственным отношением:

«Прощай; немытая Россия,

Страна рабов, страна господ» —

«Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой».

Вот в этих словах: «Не победит ее рассудок мой»,

— возможно, скрыт один из ключей к пониманию противоречий, переполняющих лирику Лермонтова. Это противопоставление чувства и рассудка, божественной и демонической природы человека. Особенно резко проступает оно в любовной лирике Лермонтова. Глубине и силе чувств лирического героя нередко противостоит его гордость: «Я не унижусь пред тобой...».

Размышляя о судьбах своего поколения, Лермонтов сурово осуждает равнодушие и бездеятельность своих ровесников, бесцельность их существования. Эта тема нашла воплощение и в прозаическом произведении Лермонтова — романе «Герой нашего времени». В лирике поэта звучит и другая тема, также отразившаяся в романе, — тема поиска смысла жизни и попыток постичь основы мироздания. Тема самопознания вообще очень важна в творческом наследии Лермонтова — личность оказывается сосредоточением борьбы вселенских сил добра и зла, а взаимоотношения человека с сущностями иной природы (Богом, ангелами и демонами) предстают как проявление различных полюсов человеческой души. Пронзительная тема одиночества в творчестве Лермонтова тесно смыкается с темой избранности и судьбы неординарной личности. Естественное противопоставление таланта — избранника Божьего — толпе, чьи сердца очерствели и перестали воспринимать божественные откровения, становится основной причиной трагического несоответствия между миром внутренним и миром внешним. В стихотворении «Пророк» герой находит гармонию в природе. Птицы и звезды оказываются ближе к Богу, чем сердца людей, некогда оживленные искрой Его дыхания.

Характерные для творчества поэта экзистенциальные противоречия нашли воплощение в образах маски и демона, а также изгнанника (пленника или странника). Демон — это тот же странник, изгнанник из рая и пленник своей гордыни, своего знания, своей нелюбви к миру. Образ демона — один из центральных в лирике Лермонтова. Он как нельзя лучше отражает противоречия, свойственные человеческой душе — радужные предчувствия, которые зачастую оказываются ложными, и горькое разочарование, которое способно отравить всю жизнь:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда

И, дав предчувствия блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

Образ демона является своеобразным преломлением темы одиночества и избранности, однако избранность в данном случае выступает в качестве своего рода проклятия. Впрочем, в «Пророке», хотя там избранность и является даром Божиим, она также в глазах людей выступает лишь признаком неосновательной гордыни героя.

В лирике Лермонтова встречается и прямое сопоставление судьбы демона и лирического героя: Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой...

Если образ демона — это символическое выражение отчужденности, замкнутости и презрения к миру, то образ маски — это символ притворства и лжи, весьма распространенных в человеческом обществе.

Образ узника («Узник», «Пленный рыцарь») еще одна интерпретация темы одиночества и мучительного вынужденного бездействия. Стремление к движению, к борьбе, в которых личность духовно растет, нашло наиболее сильное отражение в знаменитом стихотворении Лермонтова «Парус»:

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит;

Увы, — он счастия не ищет

И не от счастия бежит!




See also: