1. Белинский о лирических отступлениях в романе.

2. Отношение автора к своему герою.



3. Образ автора в романе.

4. Сходство и отличия Пушкина и Онегина.

А. С. Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» около восьми лет. Само произведение очень много значило для поэта. Не случайно сам автор говорил, что роман был «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». «Евгений Онегин» стал первым реалистическим произведением русской литературы. В. Г. Белинский писал о романе: «Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию».

В романе «Евгений Онегин» есть множество лирических авторских отступлений. Они помогают нам лучше понять личность самого писателя, а также дают возможность узнать о закономерностях той исторической эпохи, в которую довелось жить и творить поэту (XIX век). Белинский не мог не обратить внимания на лирические отступления: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Образ автора раскрывается в лирических отступлениях. Более того, на протяжении всего романа личность самого поэта меняется, претерпевает мировоззренческую эволюцию. Многие исследователи обратили внимание, что стиль поэта в первых и заключительных главах существенно различается. Последние главы романа показывают, что на мировоззрение Пушкина заметное влияние оказало восстание декабристов.

Автор сразу признается, что к Онегину питает самые добрые чувства, называет его своим приятелем:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

Сам себя Пушкин не отождествляет с Онегиным, напротив, различия в мировоззрении самого поэта и его героя несомненны. Поэт говорит о том, что они по-разному относятся к жизни, театру, природе, любви и дружбе. Разочарованный герой Онегин не похож на Пушкина, который никогда не считал свою жизнь пустой и бесцельной. Герою романа Евгению еще в молодом возрасте все надоело. «Труд упорный ему был тошен», Онегин привык праздно проводить время. Между тем сам поэт отличался иным отношением к жизни. Пушкин признавался что ему ближе всех Татьяна.

Безусловно, некоторое сходство есть у автора и героя. Ведь они вращаются в одном обществе. В романе есть авторские отступления, касающиеся темы образования:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

В контексте такого разговора об образовании Пушкин говорит о своем герое, что он усвоил самое главное:

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Однако образование героя романа было весьма поверхностно. Латинский он знал ровно настолько,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Исторические произведения не привлекали Евгения, ему казалось скучным рыться «в хронологической пыли». В стихосложении он так же был слаб:

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гэмера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему

Пушкин так хорошо понимает своего героя, знает о самых потаенных его желаниях. Но вместе с тем, очевидно, что автор подчеркивает, насколько он сам не похож на Онегина:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной...

Как будто нам уж невозможно

Писать поэмы о другом,

Как только о себе самом.

Взгляды поэта и главного героя не совпадают. Пусть Пушкин и называет Онегина своим другом, но разница между ними бросается в глаза даже при не очень внимательном прочтении. Пушкин — оптимист и жизнелюб, ему не свойственна хандра и скука, он сам наполняет свою жизнь смыслом. Онегин пессимистичен, мрачен, не может найти себе применения, мается от скуки. Пушкин испытывает по отношению к своему герою симпатию. Но вместе с тем он не оправдывает недостатки Онегина, прямо говорит о них. Евгений рано пресытился развлечениями, а жизнь без дела тяготит его. Пушкин показывает разочарованную натуру своего героя, относится к нему с жалостью и сочувствием. Самому поэту чуждо подобное отношение к жизни. Пушкин с восторгом относится к театрам и балам, а Онегину эти развлечения давно наскучили. Онегин тоскует в деревне, мается от пустоты жизни. А Пушкин, напротив, способен восхищаться сельской природой, с интересом наблюдает за народными обычаями. Онегина оставила равнодушным провинциальная девушка Татьяна. А Пушкин считает ее «милым идеалом», о чем восторженно говорит. В некоторые моменты, например, во время дуэли Онегина и Ленского, Пушкин полностью отдаляется от Евгения. Он не оправдывает его, не пытается найти поступку Онегину объяснения.

Между автором и главным героем, безусловно, есть и что-то общее. Они принадлежат к дворянскому сословию, получили хорошее по тем временам образование, вращались в светском обществе. Однако это лишь поверхностные характеристики. По характеру и личностным качествам Пушкин и Онегин совсем разные. Поэт говорит о том, что Евгений так и не был счастлив. И во многом виноват в этом сам. Русская хандра, которой Онегин был подвержен, сделала его несчастным человеком, потому что он отказывался от многих радостей жизни. Герой не стремится приносить пользу обществу, не готов служить людям. Это также отличает его от Пушкина, который полностью разделял идеи декабристов, думал о противоречиях общественно-политической жизни.

Пушкин показывает в романе обычного человека со всеми достоинствами и недостатками, не пытается идеализировать его. Именно это позволяет назвать роман реалистическим произведением.




See also: