1. Биографические сведения.

2. Природа — источник нравственного возрождения людей.

3. Природа — олицетворение свободы.

4. Противостояние естественного и искусственного.

И. А. Бунин, выходец из старинной, но обедневшей дворянской семьи, с раннего детства хотел стать художником. Он довольно успешно постигал секреты живописного мастерства и скульптуры. Но великим художником ему так и не суждено было стать. Талантливая личность, ищущая новые сферы для самовыражения, всегда найдет пути реализации своих замыслов и идей. Огромную роль в этот период самоопределения Ивана Алексеевича сыграл его старший брат Юлий, приобщивший его к чтению серьезных философских трудов.

Вскоре начинающий художник попробовал найти свой путь на литературном поприще, и у него все получилось. Уже в семнадцать лет Бунин опубликовал свое первое стихотворное произведение «Над могилой Надсона», и оно сразу же обаяло многих представителей литературной общественности. Молодой писатель не стал ограничиваться только поэзией. Вскоре в известном журнале «Русское богатство» появляется его первый рассказ, вызвавший благосклонные отзывы критиков. Судьба Ивана Алексеевича была предопределена. Отныне в российской печати регулярно стали появляться сборники рассказов, стихов, а также и талантливые переводы молодого литератора. Популярность Бунина быстро росла. Вскоре он познакомился с такими мэтрами российской литературы, как Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, М. Горьким. Творчество поэта и писателя высоко оценивали его современники: в 1903 году Иван Алексеевич получил Пушкинскую премию от Академии наук за стихотворный сборник «Листопад» и перевод произведений американского поэта Г. У. Лонгфелло. В процессе творческих поисков у писателя сформировался свой собственный стиль в лучших традициях русской классической литературы.

Основной мотив бунинских произведений — это «превосходство естественного бытия над общественным устройством». Только возвращение к природе, по мнению автора, может изменить общество, сделать его лучше, вернуть ему утерянные нравственные идеалы. Бунин тонко чувствовал связь человека со всей Вселенной.

В своей лирике поэт и прозаик еще раз подтверждает мысль о том, что природа является источником нравственного возрождения людей. Именно поэтому многие его стихи посвящены России и ее бескрайним просторам:

Домой я шел по скату вдоль Оки,

По перелескам, берегом нагорным,

Любуясь сталью вьющейся реки

И горизонтом низким и просторным.

Стремление быть ближе к природе уже само по себе предопределяет мотив странничества. Бунин даже на литературном поприще остается внимательным художником, замечая все нюансы и переливы красок. Как бывалый путешественник, тонкий наблюдатель, странствующий по своей необъятной родине, он замечает Высокое небо, далекое,

Беспредельный простор голубой.

Только за городом можно шире распахнуть грудь для «принятия чувств весенних». Созерцание природных явлений, по мнению Бунина, позволяет человеку более глубоко познать сложную картину существующего мира, а главное разобраться в самом себе, заглянуть в свой собственный духовный мир:

А когда померк закат далекий,

Вспомнилась мне молодость моя,

И окно открыл я, и забылся,

В сердце грусть и радость затая.

Для поэта не существует хорошей или плохой погоды, поскольку каждое природное движение может разбудить в путешественнике различные по своей насыщенности и содержанию чувства.

Здесь и грусть

И, убаюкан шагом конным,

С отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным

Гудит-поет в стволы ружья,

и опасение впустую потратить годы, щедро отпущенные судьбой:

Но страшит меня ненастье:

Гэрько думать, что пройдет

Жизнь без горя и без счастья,

В суете дневных забот...

и радость от внезапной встряски, восторг от пробуждения от однотонности и мерного течения спокойной и безоблачной жизни:

Как ты таинственна, гроза!

Как я люблю твое молчанье,

Твое внезапное блистанье, —

Твои безумные глаза!

И приятные мечты:

Вместе с тихим сном сливалось

Убаюкиванье грез —

Шепот зреющих колосьев

И невнятный шум берез...

Писатель, выросший на хуторе в Орловской губернии, воспринимает природу, лес, поля, дороги, как олицетворение свободы, воли. Ему необходимы широкие просторы, чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым. Именно поэтому скромные полевые цветы, встречающие его в российских лесах, на лугах и полях, вызывают намного больше чувств и воспоминаний, чем зарубежные красавицы, выращенные в теплицах.

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они

И говорят про давно позабытые

Светлые дни.

Бунин часто говорит о противостоянии естественного и искусственного в этой жизни. Заменив голубое небо на зеркальный потолок, человек многое теряет, а прежде всего он способен потерять свою душу. Только тот, по мнению автора, кто способен смотреться в «небосклона простор голубой» и наблюдать золотой узор созвездий, что-то знает и понимает в этой жизни. Ни один зеркальный потолок не способен заменить звездное небо. Только тот, кто на себе испытал холодные метели, бурные грозы и свежие ночи чего-то да значит. Путешествия по бескрайним просторам родины очень важны для поэта, поскольку именно они дают ему вдохновение и покой:

...и целый день

Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сел и деревень.

Природа для Бунина — это целостный живой организм, существующий отдельно от людей. Он не зависит от человеческого общества, обладая своей тайной жизнью, со своими удивительными радостями и печалями. Поэт очень живописно рассказывает об это уникальном мире. Перед глазами читателей встают настоящие картины, где осень выступает в роли «тихой вдовы», лес — «расписного терема», а закат — «гнезда Жар-птицы». Тонко чувствуя природу, великолепно разбираясь в приметах и народных преданиях, поэт гениально передает дыхание этого волшебного организма: Последние мгновенья счастья!

Уж знает Осень, что такой

Глубокий и немой покой —

Предвестник долгого ненастья.

Близость к природе наделяет человека определенными качествами, наполняет смыслом его существование. Возможно, именно поэтому главными героями поэтических произведений Ивана Алексеевича часто оказываются простые люди. Те странники, которые, как и он, выбирают трудности дорог, тяготы долгих странствий по бесконечным просторам вместо теплого кресла у камина. Поэтому Бунину так близок и понятен и деревенский нищий, который «идет из селенья в селенье», и цыганка-притворщица, и вольный воин, и даже старый пес, привязанный у колеса. Странствие поэт рассматривает как счастье, свободу, молодость. Для него невозможна и мучительна участь жить в замкнутом пространстве. Даже беззастенчивое вмешательство в далекий уютный мирок без особых переживаний и забот Бунин оправдывает, усматривая в этом прежде всего проявление жизни: Я жду веселых звуков топора,

Жду разрушенья дерзостной работы,

Могучих рук и смелых голосов!

Я жду, чтоб жизнь, пусть даже в грубой силе,

Вновь расцвела из праха на могиле.

Иван Алексеевич всю жизнь называл себя аполитичным писателем, он не хотел вмешиваться в политические дрязги и интриги. Однако его реалистические произведения с такой объективной точностью раскрывают явления, происходящие в жизни его соотечественников, что заставляют задуматься читателя о существующем общественном и политическом устройстве. Тонко чувствующий, наблюдающий и анализирующий действительность, Бунин не может оставить без внимания картины, разворачивающиеся у него на глазах в реальном мире. Читатель, открывая страницы бунинских книг, вдруг становится непосредственным участником всего происходящего. В стихотворении «Деревенский нищий» образ главного героя настолько живой, что кажется, будто он так и стоит на тротуаре под дверью:

В зипунишке, заштопанном грубо,

Старый нищий, седой инвалид...

В долгий век свой немало он силы

За тяжелой работой убил,

Но, должно быть, у края могилы

Уж не стало хватать ему сил.

У автора старик одновременно вызывает и сочувствие, и возмущение существующими порядками, толкнувшими пожилого человека побираться. Именно поэтому так осуждающе звучит гражданская позиция поэта:

Грустно видеть, как много страданья

И тоски и нужды на Руси!






See also: