1. Приближение к читателю странного мира.

2. Многослойный метафорический образ.



3. Страшный чаруюший облик возлюбленной.

Остановите мир, я сойду.

Э. Ньюли

У А. А. Блока было свое понимание мира, в котором он живет. Поэтические натуры подбирают особые слова и краски, чтобы показать всю его прелесть и красоту. Блок же для этого выбирает необычные поэтические средства, позволяющие нам заглянуть в странный и необъяснимый мир, в котором ему пришлось жить. Его творческий путь пришелся на переломный момент для нашей истории. Страну захватил своеобразный вихрь революционных изменений, о которых писал сначала поэт, потом Б. Л. Пастернак. Стихия — одна из наиболее красочных метафор в творчестве обоих поэтических натур. Она говорит о том, что можно все разрушить и построить заново, но она не указывает конкретного маршрута, по которому нужно следовать. В вихре, в снежном потоке нет дорог, их просто не видно. Поэтому человек идет наугад и не знает, куда попадет в конечном итоге.

К образу снега в своем творчестве Блок обращается не раз. У него есть целый цикл под названием «Снежная маска», который разделен на две тематические части: «Снега» и «Маски». Снег не тихо падает, завораживая нас свом зимним танцем, нет, он горит. Так в стихотворениях поэта совмещается несовместимое. Холодный и леденящий душу снег превращается в костер, который может дарить тепло и успокоение. Но в произведении «На снежном костре...» нам приоткрывается странная картина: в это время года белый дым завивают молодые ночи.

Молодые ходят ночи,

Сестры — пряхи снежных зим.

И глядят, открывши очи,

Завивают белый дым.

Так в своем творчестве поэт обращается к метафорической картине мира. Он наделяет видимые им образы теми качествами, которые им изначально не присущи. Даже такой необъятный образ, как ночь, которая не имеет никаких пределов, он заставляет, как человека, не только ходить, но и совершать при этом какие-то действия.

Подобное образное воплощение позволяет показать отвлеченные, природные понятия через знакомые черты и образы. Тем самым поэт приближает к нам свое понимание данного мира. В то же время он представляет нашему вниманию достаточно красочную картину действительности. Кажется, что в руки он берет не поэтическое слово, а кисть, чтобы отразить все великолепие окружающего мира.

У А. А. Блока он имеет особое наполнение. Поэт создает на своем поэтическом полотне многослойные образы. Например, очи он называет крылатыми. Тем самым в нашем представлении они становятся еще более воздушными. В то же время очи словно увеличиваются в размерах. Ведь размах крыльев птиц, видимых нами в полете, показывает все их великолепие. Именно такое метафорическое обрамление приобретает слово «очи». Оно не приближает нас к изображаемому предмету, так как он и так нам хорошо знаком. Наоборот, поэт удаляет нас от него и показывает, что в таком воплощении очи будут на недосягаемом от нас расстоянии.

Но и этот образ — крылатые очи — поэт снова ме-тафоризирует. Очи являются неотъемлемой частью большого портрета высоты.

И крылатыми очами

Нежно смотрит высота.

Таким путем поэт создает многослойный метафорический образ. И в этот раз он приближается к нам. Ведь достаточно трудно дать какое-либо конкретное определение высоте. Но поэту это удается с помощью образа «крылатых очей».

К стихийному проявлению природы Блок в своем творчестве обращается не раз. Он словно подбирает особые краски, чтобы описать явления природы. Одним из самых загадочных является ветер.

В нашем воображении возникает множество его характеристик: ветер перемен или ветер, переходящий в вихрь. В метафорическом полотне поэта он часто обладает чертами, последними в этом списке. Ветер вносит в картину новую тревогу: становится диким. Нам и так понятно, что он живет по своим законам, которые не то что человеку, но и ученому не всегда понятны. При этом такая стихия способна приносить только разрушение.

Так, снова в стихотворении поэта «Дикий ветер...» создается многогранный образ. Он не только получает характеристику, но и начинает действовать, то есть Блок для его описания использует не только прилагательное, но и глагольные формы.

Дикий ветер

Стекла гнет,

Ставни с петель

Буйно рвет.

В подобной метафорической картине при описании ветра в поле нашего зрения попадает еще один образ — стекла. Дикий ветер настолько сильный, что начинает их гнуть. Но они могут только разбиваться. Так поэт при описании снова отходит от правдоподобия, чтобы показать нам свое восприятие и понимание этого неоднозначного и сложного мира.

В следующих строках стихотворения показаны новые проказы ветра. Он оказывается способен «потрясать ворота». Но вот в картину входит река, которая также описывается с помощью поступков, характерных для живых существ: она ломает лед. Стихотворение «Дикий ветер...» заканчивается новыми проказами самого ветра. Он слово в кольцо заключает лирического героя и его размышления о милой, которую он не хочет отдать другому. Последний же в его воображении уже соотносится с диким ветром, ломающим не только ставни, но и сотрясающим весь дом. В этой метафорической картине Блока ветер соотносится не на словесном, а на образном уровне с человеком, который грозит лирическому герою забрать у него милую. Если в гости ходит ветер,

Только дикий черный ветер,

Сотрясающий мой дом?

Что ж ты, ветер,

Стекла гнешь?

Ставни с петель

Дико рвешь?

Поэт в своих стихотворениях использует метафорическое отражение мира не только для представления абстрактных понятий, но и для изображения тех людей, которые находятся рядом с ним. Такой чарующий, но в то же время страшный облик приобретает возлюбленная в стихотворении «Снежное вино».

И вновь, сверкнув из чаши винной,

Ты поселила в сердце страх

Своей улыбкою невинной

В тяжелозмейных волосах.

Подобное красочное и говорящее описание волос дает нам представление о том, какой магической и тайной силой обладает возлюбленная. Подобное использование метафоры расширяет понимание данного образа. Он не только говорит о трепете перед змеями и все, что с ними связано. Мы понимаем, что образ змея также соотносится с мотивом искушения. Возможно, поэтому возлюбленная и поселила в сердце лирического героя страх.

В результате в нем и пылают такие противоречивые чувства. С одной стороны, он подчиняется этой магии, а с другой, понимает, что героиня несет гибель, а не спасение.

Поэтому уже не только ее волосы, но и сама она становится змееобразной. Тогда лирический герой переходит к описанию ее окружения, которое также предстает в метафорическом свете. Вокруг нее гуляет ветер, снова говорящий о своей вольной натуре. Однако в этом окружении он приобретает особые оттенки: становится голубым. Так неуловимое природное явление не только приобретает человеческие повадки, но и окрашивается в определенный цвет.

И ты смеешься дивным смехом,

Змеишься в чаше золотой,

И над твоим собольим мехом

Гуляет ветер голубой.

Метафорическое восприятие мира А. А. Блоком выполняет различные функции. Оно не только приближает к нам те понятия, которые по своей природе являются абстрактными или недосягаемым. Поэт выделяет в них то, что ему становится особенно близким. Поэтому с помощью таких образов мы можем понять, в каком мире жил не только лирический герой, но и сам поэт. В то же время многослойность метафорических образов говорит о неоднозначном восприятии странного мира. При этом в процессе описания одного образа поэт может использовать несколько различных определений, которые относятся к разным частям речи. Так создаются не только многослойные, но и многогранные образы.

В тоже время метафорическое восприятие действительности Блоком создается не только на словесном, но и на образном уровне. И уже наше воображение дорисовывает то, что начал в своей картине изображать сам поэт.

А. А. Блок через подобные конструкции хочет показать нам все оттенки мироздания, указывая на то, что не стоит однозначно относиться к тому или иному событию в жизни. Ведь мир настолько прекрасен именно тем, что в нем живет множество противоречивых натур, только в своем единстве создающих прекрасную и целостную картину, которук? смог изобразить в своем метафорическом полотне Блок.




See also: